Их называют летающими роботами. Это – часть сложного высокотехнологичного комплекса. XXI век открывает для беспилотных летательных аппаратов новые горизонты, а для российских технологий – заманчивые.

Их называют летающими роботами. Это – часть сложного высокотехнологичного комплекса. XXI век открывает для беспилотных летательных аппаратов новые горизонты, а для российских технологий – заманчивые.

Они скромно именуются беспилотниками, сокращенно – БПЛА. Американцы называют эти аппараты "Дронами", что в переводе – трутень. Но какой он трутень, это птица высокого полета. Паря высоко в небе и собирая информацию, летающий робот незаменим в современном мире.

"Слежение за вырубкой леса, работа по контролю трубопроводов, линий электропередач, рыбоохрана, разведка льда. Ну и конечно, специализированные пограничные задачи", – пояснил Евгений Комраков, генеральный директор компании "Кронштадт".

Беспилотники также могут найти применение и в охране правопорядка. Компания "Кронштадт", среди учредителей которой госкорпорация "Ростехнологии" и Группа компаний "Транзас", ведет переговоры о поставках "Дозоров" силовым структурам России.

"Есть "Дозор-4" – 12 килограмм полезной нагрузки. Есть "Дозор-5" – 15 килограмм нагрузки, есть "Дозор-3" – там 110 килограмм. Мы говорим военным: вот, пожалуйста, используйте", – рассказал Евгений Комраков.

"Дозор" уходит в небо. Пилот остается на земле за пультом управления. Сам летательный аппарат – лишь часть сложного высокотехнологичного комплекса, которым все-таки управляет человек.

Наземный пункт управления "Дозором"» на базе автомобиля повышенной проходимости. На борту беспилотника – камеры с широким обзором, ускользнуть от которых невозможно.

"Существует телевизионный и тепловизионный каналы. Каналы расположены максимально близко друг к другу, чтобы мы программно могли совместить изображение. Головка поворачивается в двух плоскостях, поэтому в ней реализован автозахват и сопровождение выбранной цели", – объясняет Геннадий Трубников, главный конструктор беспилотных летательных аппаратов компании "Кронштадт".

Объектив с разрешением в 13 миллионов пикселей, интервал съемки – каждые 3 секунды. В результате после часового полета – 600 фотографий с разрешением 6 сантиметров на пиксель.

Летающий робот способен не только наблюдать и передавать информацию, но и маневрировать при необходимости. "То, что напоминает ракеты, – это не совсем ракеты. Это настроенный выхлоп двигателя, который позволяет увеличивать мощность, в отличие от обычных глушителей", – пояснил Геннадий Трубников.

Специальные закрылки и элероны делают его более маневренным. На одной заправке "Дозор" может преодолевать большие расстояния, находясь в полете до 200 часов. Секрет дальности передачи информации в его особой антенне-мачте. "Антенна самонастраивающаяся. Для того чтобы увеличить дальность обслуживания и дальность передачи информации, наземная часть антенны поворачивается все время на беспилотник. Она не только поворачивается по азимуту, но и по углу места. А внутри беспилотника тоже ответная часть. И только в таком взаимном положении есть секрет той большой дальности передачи информации", – рассказал Геннадий Трубников.

Это в прямом смысле самая настоящая бесчеловечная авиация. Удалить человека с борта летательного аппарата – не просто прихоть конструкторов, а необходимость. Спасти жизнь пилота в опасных миссиях – вот основная задача подобных систем. Кроме того, отсутствие человека на борту позволяет выполнять маневры с большими перегрузками, недоступными для пилотируемой авиации.

Идея замены пилота компьютером не нова. Управляемые летательные аппараты, которые можно запускать в воздухе или с земли применяются уже давно. За несколько десятилетий беспилотники прошли путь от простых авиационных мишеней до небесных разведчиков. Это уже признано во всем мире. "Большие перспективы, причем не только в России. Вот мы работаем с Рособоронэкспортом, достаточно много запросов из-за границы, многие интересуются. Россия на этом рынке не последнее место займет", – уверен Евгений Комраков.

Научно-технический прогресс, особенно в сфере компьютерных технологий, не стоит на месте. В XXI веке он открывает для беспилотных летательных аппаратов самые широкие небесные горизонты, а для российских технологий – хорошие перспективы.