В российских радиотехнических войсках в эти дни начинаются напряженные учения. Именно так, за работой, военные отмечают свой профессиональный праздник. Службе раннего обнаружения самолетов исполнилось 57 лет.

- Дежурным силам – готовность номер один. Повторяю: дежурным силам – готовность номер один.

С дальних постов радиолокационного обнаружения поступила информация о появлении в воздушном пространстве России неизвестного самолета. Уже через несколько секунд личный состав радиотехнического батальона занимает боевые посты. Начинается работа, малопонятная простому гражданскому человеку.

- Внимание по объектам! Боевая задача дежурному расчету – московское время 11:00. Обнаружить действие воздушного объекта в зоне.

По команде включаются все радары радиотехнического батальона, которые как мелкое сито просеивают воздушное пространство на сотни километров вокруг себя. Это они превращают в миф сам факт существования самолетов-невидимок.

В зоне слежения только этого радиотехнического батальона находится все воздушное пространство к северо-западу от Москвы. Мощность этих РЛС такова, что даже самый маленький самолет или воздушный шар не останутся незамеченными в радиусе четырехсот километров. Радиотехнические войска зачастую исполняют роль воздушной милиции. Кроме того, это глаза и уши истребительной авиации.

"Работали по воздушным шарам, которые без заявки были запущены с какого-то определенного места. Основная задача радиотехнического батальона – это ведение радиолокационного наблюдения в воздушном пространстве, контроль перелета государственной границы и радиолокационное обеспечение истребительного полка", – поясняет командир радиотехнического батальона Сергей Кузнецов

Войска наблюдения, обнаружения и связи были созданы еще в первые годы советской власти и представляли собой лишь посты визуального наблюдения. Лишь к началу Великой Отечественной войны на вооружение ВНОС поступили первые радиолокационные станции. Они позволяли обнаруживать немецкие самолеты на расстоянии 30-40 километров. Несмотря на развитие техники, отказаться от визуальных наблюдательных постов удалось лишь к 1953 году. Именно тогда РТВ стали самостоятельным родом войск.

- Командный пункт, обнаружил пролет воздушного судна. Тип – турбореактивный, по шуму двигателей. Курс 300 градусов, высота 3500.

Оператор РЛС докладывает, что на мониторе появилась еще одна цель. На экране радара, это лишь мигающая точка. Теперь главное определить, что это – рекламный воздушный шар или стратегический бомбардировщик.

"Мы по скорости определяем, как она движется, – рассказывает старший оператор РЛС Раиса Пищухина. – Если это реактивный самолет, то он, естественно, летит быстрее. Шар, он просто ветром, очень медленно летит".

Это Путин. Рядовой планшетист Алексей Путин делает полет неизвестного самолета видимым для всего командного состава. На стеклянном планшете он детально прорисовывает любой маневр нарушителя, будь то смена курса или высоты.

"Цифра 12 обозначает номер цели воздушной, 91 – тип, 700 – скорость. Точка – где находится цель", – объясняет Алексей Путин, считывающий планшетист радиотехнического батальона.

Это была обычная тренировка личного состава радиотехнического батальона близ города Бежецк. Каждая команда, каждое движение здесь доведены до автоматизма. Уже после команды "отбой", шутят командиры, батальон перейдет в режим бдительного отдыха.