Иркутские военные из 200-го авиационного полка празднуют 23 февраля в небе – за штурвалом бомбардировщика. На аэродроме "Белая" учебные полеты не прекращаются даже в выходные.
У каждого из экипажа – свои шлем и защитная маска. Надувные пояса – на случай экстренной посадки на водоем. Перед каждым полетом все высотное спецснаряжение тщательно проверяют. "Герметичность шланга проверятся и сама маска", – поясняет авиационный техник приборно-кислородного оборудования Петр Кузнецов.
Облачиться в такой шлем и сидеть у штурвала настоящего бомбардировщика – мечта многих летчиков. За спиной у этих экипажей – большой опыт, это сотни часов в небе. Когда самолет уже покинул стоянку, а руководитель полетами дает "добро" на взлет, воздух в районе аэродрома "Белая" буквально сотрясается от грохота двигателей Ту-22М3.
Мастерство пилотов отточено до автоматизма. По ним, действительно, можно сверять часы. Между взлетами – ровно 1 минута 30 секунд. Полеты проводят несколько раз в неделю. Перед экипажами – разные задачи. Это тренировка взлетов и посадок, боевое маневрирование, имитация и практическое применение ракет и бомб.
Скорость в полете – до 800 километров в час, хотя мощность этих машин позволяет лететь и намного быстрее. За день некоторые летчики поднимают ввысь и вновь сажают самолеты по 8 раз.
Вся информация о прошедшем полете записывается на кассету. Маршрут на мониторе можно рассмотреть буквально до метров и сотых долей секунды. Это помогает в подробностях изучить поведение летчика и машины в воздухе. Если, конечно, не считать ракеты, то сочетание скорости и размеров – главное оружие Ту-22М3. По этим параметрам он оставил позади своих конкурентов.
Ставший уже легендарным сверхзвуковой бомбардировщик – самый тяжелый скоростной самолет в мире. Выпуск начали еще в 1975 году. Некоторым машинам в полку – больше 20 лет, но их ресурс не использован даже наполовину. В подтверждение этому – слова Сергея Чеботаря, командира авиационного отряда 200-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка: "Этот самолет произвел неизгладимое впечатление на меня, все самолеты, на которых я раньше летал до этого, не идут ни в какое сравнение в плане мощности. Самолет прекрасный".
На случай катапультирования все летчики изучают настоящую азбуку выживания. Они знают, что делать в холодной тайге или жаркой Африке, как экономно использовать свой НЗ в ожидании спасения и даже учатся вязать тапочки из своей экипировки. Указано даже, какую змею съесть можно, а от какой – убегать.
Первые пилоты 200-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка воевали еще на американском самолете. Созданный в 44-м году в период освобождения Белоруссии от фашистов, он справился со своей задачей и получил наименование Брестский. Базировался в Московской области, затем – в Белоруссии, Польской республике, а после войны – снова Белоруссия и, наконец, в 94-м – Иркутская область, авиагарнизон "Белая".
"В планах дальнейшего развития – получение нового вооружения, более мощного, более эффективного, чтобы как наконечник стрелы поражать точно в цель", – рассказывает Дмитрий Костометов – гвардии полковник, командир 200-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка.
Несмотря на позднее время, тренировочные полеты все еще продолжаются. Пилоты отрабатывают свои навыки в темное время суток. В ближайшее время летчиков на "Белой" станет гораздо больше, а полк станет авиационной базой. Но здесь говорят, как и прежде, все будут готовы в любой момент подняться в небо.



















































































