Арсен Каноков: в Кабардино-Балкарию должны ездить богачи

О влиянии кризиса на экономику Кабардино-Балкарии и планах республики по развитию туристической отрасли "Вестям" рассказал глава республики Арсен Каноков.

О влиянии кризиса на экономику Кабардино-Балкарии и планах республики по развитию туристической отрасли "Вестям" рассказал глава республики Арсен Каноков.

- Арсен Баширович, здравствуйте. Спасибо, что приехали. И первый вопрос касается социально-экономической ситуации в регионе. Как вы ее оцениваете? Уже есть результаты первого квартала?

- Я положительно оценил бы динамику развития. Более того, мы по результатам первого квартала увеличили доходную базу бюджета на 5%. Мы в прошлом году, с учетом того, что осенью, когда начали первые предкризисные явления появляться в экономике, мы пересмотрели параметры нашего бюджета и в третьем чтении сделали умеренно пессимистичный вариант развития ситуации. И мы где-то процентов на 20 сократили доходную базу, понимая, что может просесть экономика в этой ситуации. И вот результаты нашего правильного прогноза, они оказались как бы чуть-чуть, может быть, поменьше. И мы планируем, что где-то в этом году на 20 процентов доходная часть нашего бюджета будет превышать прошлогодний уровень. И мы на 100 процентов, я надеюсь, что выполним доходную базу наполнения нашего бюджета. И, соответственно, расходную базу, которую мы заложили в обязательства перед собой. Поэтому у нас есть некий повод для оптимизма, с учетом того, что мы все свои обязательства будем выполнять. И первый квартал, и вот сейчас конец второго квартала подходит, мы видим, что сценарий не такой уж страшный, как казалось вначале.

- Знаете, многие главы регионов говорят о том, что в 2009 году мы проедим все то, что у нас было в "подушке безопасности". И в 2010-м нам уже будет достаточно сложно распределять расходы, выполнять какие-то задачи. У вас так же?

- Нет. Ну, мы, может быть, меньше подверглись кризисным явлениям. Связано с тем, что все-таки Кабардино-Балкария – это больше аграрная республика, и у нас не так много крупных промышленных предприятий. Наверно, с десяток промышленных предприятий, которых эти явления коснулись более глубоко. Где-то от 20 до 40% практически сократилась реализация продукции этих крупных предприятий. Это "Кавказкабель", завод по производству алмазных инструментов, "Гидрометаллург", машиностроительный завод. Вот крупные предприятия – там объемы сократились, но ни одно предприятие не остановилось. Поэтому думаю, что доходная база и в 2010 году сохранится в том же объеме, в котором мы запланировали в 2009 году. Естественно, если, конечно, федерально-целевые программы будут сокращаться, то объемы финансирования, как в 2007-2008 году, могут не сохраниться. Поэтому у нас есть определенная доля оптимизма, связанная с тем, что у нас много проектов реализуется в республике.

- Что касается вот этих предприятий, они наверняка сокращали людей. Каков уровень безработицы в регионе?

- Уровень на 2007 год – 5,5%. Мы практически на 1,3% увеличили количество безработных в республике. На сегодня это 23,3 тысячи человек составляет. И это связано больше даже не с тем, что у этих предприятий сократилось количество рабочих. Это связано с тем, что мы сейчас начали по отраслям сокращение, начали оптимизацию проводить, начали со своего аппарата. На предприятиях сегодня они перешли на более сокращенный рабочий режим. Где-то 4-5 дней в неделю они работают. И практически ни на одном предприятии массового сокращения рабочих не состоялось. Мы создали штаб мониторинга финансовой ситуации на этих предприятиях. Я возглавил этот штаб. И практически еженедельно самые проблемные предприятия мы заслушивали на этом антикризисном штабе. И если мы видим, что сегодня предприятие подходит к тому, что продукция не реализуется, то мы пытаемся помочь. И сегодня таких проблем я больших не вижу. Да, объемы сократились. Да, доходность уменьшилась в связи с тем, что меньше стали реализовывать предприятия. Но никаких сокращений массовых мы не видим. Более того, благодаря федеральной программе по фонду занятости, мы хотим занять около 13 тысяч человек, рабочих мест создать новых. И здесь есть свои плюсы у Кабардино-Балкарии. Может быть, мы все-таки аграрная республика, и очень хорошие условия проживания жителей в сельской местности, возможности зарабатывать на подсобных хозяйствах. И практически их нельзя совсем приписывать к безработным. Естественно, они получают пособие по безработице и еще занимаются на своих подсобных хозяйствах. Но эти люди себя обеспечивают в достаточной степени.

- Мы уже не раз говорили, что в республике Кабардино-Балкария основное направление – это агропромышленный комплекс. Как вы помогаете сельчанам производить свой продукт? Какие фермы у вас существуют, какая направленность?

- Ну, с учетом того, что кризис меньше затронул аграрный комплекс, в том числе и в Кабардино-Балкарии, наверно и во всей Российской Федерации, мы понимаем, что это определенный шанс для более динамичного развития агропромышленного комплекса в Кабардинро-Балкарии. Это связано с чем? Мы сегодня знаем, что на десятки миллиардов в Российскую Федерацию завозятся импортные продукты питания. И с учетом колебания курса мы практически становимся более конкурентоспособными по сельхозпродукции. И понимание этого привело нас к тому, что мы начали более внимательно относиться к реализации сельхозпроектов на территории Кабардино-Балкарии. И у нас, мне кажется, удачно пошли проекты. В прошлом году был запущен свиноводческий комплекс на 2,5 тысячи по самым последним, современным технологиям. Участвовали наша российская компания, датская компания участвовала. В этом году мы начали реализацию крупных проектов. Увеличение по птицеводству, баксанский бройлер. И с учетом того, что вот кредитная линия открыта на эту компанию, мы планируем, что она войдем десятку самых крупных птицеводческих хозяйств в Российской Федерации. Примерно около 30 тысяч тонн мяса птицы будет производиться в этой аграрной фирме. И около 35 миллионов штук яиц будет производиться в этой компании. Мы можем стать одной из крупных компаний на юге России именно по птицеводству. Далее, мы планируем развитие проекта по молочному животноводству. Мы переговоры ведем с "Россельхозбанком". Есть договоренность о том, что будет построен комбинат на 800 миллионов и на 6 тысяч голов по молокооткорму, крупные две фермы будут созданы. Практически мы закроем всю потребность республики в молоке и будем иметь возможность еще предлагать в другие регионы Российской Федерации. Мы открыли уникальное тепличное хозяйство, на мой взгляд, когда с одного гектара мы получаем около 500 тонн помидоров. Это практически в 20 раз больше, чем мы открытым способом выращивали у себя на территории. Вот такого рода производство.

- И они такие же вкусные?

- Да, они вкусные. Даже вкуснее гораздо, чем импортные помидоры. И пахнут помидорами, на самом деле. У нас очень хорошие условия для развития предгорного садоводства. Мы планируем от трех до пяти тысяч гектаров занять фруктами. И практически мы в этом году приступили к реализации этой программы. И мы на 300 гектарах первый год как высадили новые саженцы карликовых яблонь, которые, если мы осенью сажаем, весной начинают давать урожай. Я надеюсь, что у нас будут не турецкие яблоки есть на юге, а вот такие виды, которые возможно выращивать у нас в республике.

- Да, не спорю, что, действительно, очень сложно вырастить. Но еще сложнее сохранить. Какие-то технологии вы внедряете у себя в регионе, чтобы хранить эту продукцию?

- Ну, вы знаете, такие логистические центры надо строить. Но на современном, конечно, этапе мы не успеваем одновременно реализовывать такие проекты, когда мы оборудование закупаем, новые технологии, инновации. Вы абсолютно правильно говорите, что нужны, конечно, такие логистические центры хранения для того, чтобы круглый год эта продукция хранилась. И мы могли там какими-то этапами поставлять на российский рынок. Поэтому это второй этап реализации вот такой программы. И мы понимаем, что без необходимого способа хранения в современных условиях, круглогодично поставлять эту продукцию будет сложно. Поэтому в программе реализации этих проектов заложен второй этап строительства этих центров для того, чтобы хранить и поставлять на российский рынок.

- Одно из статей дохода бюджета является, конечно, туристический бизнес в вашем регионе. Как народ, любит вашу республику? Приезжают? Не уменьшается поток туристов в связи с тем, что экономический кризис произошел?

- Нет, не уменьшается. Но мы хотели бы, конечно, разных получать людей, и более обеспеченные люди чтобы приезжали в Кабардино-Балкарию, а не только по социальным путевкам ездили к нам в республику. Как вы знаете, у нас очень неплохие условия созданы именно по горнолыжным курортам, по санаторно-курортному блоку создано много. Исторически, с советского времени, Кабардино-Балкария всегда славилась санаториями, базой отдыха, Приэльбрусьем. И конечно, мы хотели бы получить более, будем говорить, обеспеченную часть общества, чтобы не только приезжали по социальным путевкам.

- Но для этого нужно вложить деньги.

- Да, естественно, и очень много делается для этого благодаря и федеральному центру. Федеральная целевая программа "Юг России", по которой около 6 миллиардов выделяется на развитие Приэльбрусья в том числе, дает свои плоды. Мы две очереди уже новых канатных дорог построили в Кабардино-Балкарии. Вот буквально два месяца назад мы запустили вторую очередь. Конечно, не только канатные дороги, но нужно еще и весь сервис полностью обсуживать. Человек должен приезжать, прилететь в аэропорт, с аэропорта до места отдыха и до вылета обратно человек должен получить полноценный комплект хорошего, высокого сервиса. Но иногда, к сожалению, мы видим, что быстро это сделать очень тяжело. Мы бываем на Западе, видим, мы ездили на горно-лыжные курорты Франции, Австрии, смотрели. Конечно то, что они сделали в короткие сроки, мы не сумеем сделать. Но если мы системно будем программно-целевым подходом двигаться вперед, развивая инфраструктуру, развития гостиничный бизнес, дороги, авиалинии, я считаю, что в течение 5 – 10 лет мы российским нашим жителям, наверно, более высокий уровень сумеем предоставить. И тогда только можно говорить о том, чтобы приглашать их к себе, чтобы они к нам ездили, а не ездили за границу. Но те, которые любят Эльбрус, которые знают эти условия, наши красоты, независимо от условий едут, потому что они едут на Эльбрус, потому что они фанаты, которые долгие годы приезжали к нам. И я хотел бы их поблагодарить за такое отношение. Наша задача власти, конечно, – улучшать сервис для того, чтобы люди чувствовали изменения. В данном случае, мы достаточно немало делаем и с федеральным центром решаем эти вопросы.

- Но федерального центра мало, как мне кажется. Нужны инвесторы, которые туда придут и начнут там строить отели?

- Ну, на самом деле вы правы, что государству нужно только участвовать в инфраструктурных вложениях. Это то, что касается канаток, дороги. Все остальное, конечно, это частный бизнес должен, как и во всем мире, реализовывать проекты и гостиничного бизнеса, ресторанного бизнеса, обслуживания, сервиса полного. Поэтому мы только входим в реализацию, делаем то, что государству нужно реализовывать. Это артерии, это канатные дорогие, это газификация, энергетику подводим. А не строим ни гостиницы, не строим то, что не функционально должно быть для государства. Там должна быть конкуренция. Должны люди, частный бизнес должен этим заниматься. Мы предоставляем возможность, выделяем участки. Если инвестпроекты есть, мы практически любую заявку рассматриваем. Количество перейдет в качество со временем. И мы к этому двигаемся.

- Спасибо вам большое за интервью.

- Вам спасибо.