Утесом, в который бьются волны мирового кризиса, остается сегодня Европейский центральный банк (ЕЦБ), пишет в среду The New York Times. Но хорошо это или плохо – вопрос спорный.
США, Британия и Япония не удержались и дали работу печатному станку, чтобы наполнить обескровленные вены своих экономик хотя бы денежным физраствором. Европейский центробанк упорно не хочет идти этим путем.
Европейский подход к проблеме денежной эмиссии в трудные времена кажется сегодня отдельным европейским политикам, в том числе и президенту Франции Николя Саркози, безнадежно устаревшим и близоруким. Якобы из-за своей неуместной принципиальности Европа может все еще расхлебывать последствия кризиса, когда остальные страны начнут фиксировать рост экономики.
Но для Европы слово “осторожность∎, по-видимому, ключевое. Ведь следует думать не только о нынешнем кризисе, но и о том, что будет дальше. “Резкие движения без всякого расчета на перспективу могут значительно отсрочить долгожданное возвращение устойчивого процветания. Необдуманные действия могут подорвать доверие, которое в нынешних обстоятельствах – на вес золота∎, - совсем недавно заявил президент Европейского ЦБ Жан-Клод Трише.
И, в общем, слова не расходятся с делом. В то время как остальные мировые игроки до предела снижали процентные ставки, ЕЦБ занял скорее выжидательную позицию. Кругом идут операции по спасению тонущих компаний, а ЕЦБ благоразумно решил не вмешиваться: путь каждая страна ЕС сама решит, кого спасать, а кого нет.
И, наконец, когда другие центральные банки начинают печатать деньги, так как им больше нечем накачивать кредитную систему в отсутствие возможности дальше снижать процентные ставки, ЕЦБ и не думает следовать их примеру, панически боясь инфляции.
Европа испытывает инстинктивное отвращение к дополнительной денежной эмиссии, что, конечно обусловлено исторически. Так, бесконечная изнурительная борьба с гиперинфляцией и обвалами национальной валюты в Германии, как после Первой, так и после Второй мировой войны, шла под равномерный гул печатного станка.
Однако, по мнению критиков европейского подхода, ЕЦБ явно недооценивает опасность непредсказуемой динамики кризиса. Чтобы сейчас окончательно не уйти в штопор, нужно накачивать экономику деньгами, утверждают эксперты. “Того, что делает ЕЦБ в нынешних условиях, недостаточно – это не один из тех кризисов, которые можно просто пересидеть∎, - говорит Кеннет Уоттрет, главный экономист BNP Paribas в Лондоне.
Между тем, для Европы плохо не только то, что ЕЦБ отказывается печатать деньги. Плохо, что их печатают Штаты и Британия. После того, как ФРС США объявила об увеличении долларовой массы, евро вырос на 10% по отношению к доллару. Фунты тоже печатают, следовательно, евро растет и к фунту. Такое укрепление евро не сулит ЕС ничего хорошего: европейский экспорт в итоге может оказаться выброшенным с мировых рынков. При этом американская экономика безо всякой искусственной девальвации доллара получит второе дыхание.










































































