Лавров: "архитектура безопасности" в Европе не выдержала испытания временем

Сергей Лавров предостерег от попыток подрывать отношения России со странами СНГ
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на сессии Генассамблеи ООН, заявил, что архитектура безопасности в Европе оказалась не в состоянии сдержать агрессора. "Существующая архитектура безопасности в Европе не выдержала испытания последними событиями" – сказал он.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на сессии Генассамблеи ООН, заявил, что архитектура безопасности в Европе оказалась не в состоянии сдержать агрессора. "Существующая архитектура безопасности в Европе не выдержала испытания последними событиями" – сказал он.

"Попытки подстроить эту архитектуру под законы однополярности привели к тому, что она оказалась не в состоянии сдержать агрессора и предотвратить поставки ему наступательных вооружений вопреки имеющимся на сей счет кодексам поведения" – отметил глава российского МИД. По его словам, нельзя более допускать попыток решать конфликтные ситуации путем разрыва международных договоренностей и незаконного применения силы. "Единожды простив подобную авантюру, мы все рискуем спровоцировать цепную реакцию" – подчеркнул Сергей Лавров. Он также отметил, что нельзя абстрактно призывать к "ответственности по защите" и возмущаться, когда этот принцип применяется на практике, причем в строгом соответствии со статьей 51 Устава ООН и другими нормами международного права. По словам министра, в Южной Осетии Россия защищала высшую из наших общих ценностей, высшее из всех прав человека – право на жизнь.

Россия предлагает комплексно взглянуть на проблемы безопасности. "Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая 5 июня в Берлине, выдвинул инициативу разработки договора о евроатлантической безопасности, своего рода "Хельсинки-2" – цитирует Сергея Лаврова агентство "Интерфакс". – Начать эту работу можно было бы на общеевропейском саммите с участием как государств, так и всех действующих на этом пространстве организаций".

По словам главы российского МИД, "речь идет о процессе, в рамках которого все подтвердили бы свою приверженность основополагающим принципам международного права – таким, как неприменение силы и мирное урегулирование конфликтов, суверенитет, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела, недопустимость укрепления своей безопасности за счет ущемления безопасности других".

"Необходимо также сообща подумать о том, какие нужны механизмы, чтобы более эффективно обеспечить соблюдение этих основополагающих принципов", – цитирует Сергея Лаврова ИТАР-ТАСС. Он также отметил, что такой договор должен "органично вписываться в правовые рамки Устава ООН и предусмотренных в нем принципов коллективной безопасности".

В мире произошла приватизация солидарности, возникшей в мировом сообществе на волне антитеррористической борьбы, заявил глава российского внешнеполитического ведомства. "Болезненный удар по единству антитеррористической коалиции нанесла война в Ираке, – уверен министр. – Под оказавшимся ложным предлогом борьбы с террором и распространением оружия массового поражения было нарушено международное право, искусственно был создан глубочайший кризис, преодолеть который до сих пор до конца не удалось".

"Все больше вопросов возникает и в отношении происходящего в Афганистане, – продолжил Лавров. – Прежде всего в том, какова допустимая цена потерь среди гражданского населения в продолжающейся антитеррористической операции, кто определяет критерии пропорциональности применения силы, почему международные контингенты не хотят активно бороться с разрастающейся наркоугрозой, от которой все больше страдают страны Центральной Азии и Европы".

"Эти и другие факторы позволяют говорить о кризисных явлениях в антитеррористической коалиции", – отметил глава российской дипломатии. – Если поискать суть проблемы, то она, видимо, в том, что этой коалиции недостает коллективного начала, предполагающего равноправное участие всех в определении стратегии и особенно тактики действий". "Получилось так, что для управления принципиально новой ситуацией, которая сложилась после 11 сентября, и которая требовала подлинно совместной работы, включая совместный анализ и совместное согласование практических шагов, стали применяться механизмы, замышлявшиеся для однополярного мира, когда решения принимаются в одном центре, а от всех остальных требуется их выполнять", – делает вывод Сергей Лавров. "Произошло что-то вроде приватизации солидарности, возникшей в мировом сообществе на волне антитеррористической борьбы", – подчеркнул он.

Лавров подчеркнул, что "сейчас как никогда важно, чтобы все государства подтвердили приверженность Организации Объединенных Наций в качестве безальтернативного всемирного форума, обладающего универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью, как центра открытых, честных дебатов и координации мировой политики на справедливой основе, без двойных стандартов".