Николай Дудов: люди перестали уезжать из Магаданской области

Николай Дудов, губернатор Магадаской области
Телеканал "Вести" продолжает серию интервью с губернаторами российских регионов. На вопросы телеканала отвечает губернатор Магаданской области Николай Дудов.

Телеканал "Вести" продолжает серию интервью с губернаторами российских регионов. На вопросы телеканала отвечает губернатор Магаданской области Николай Дудов.

- Николай Николаевич, здравствуйте, спасибо, что приехали ответить на наши вопросы. И первый, конечно же, вопрос связан с социально-экономической ситуацией в регионе. Как вы ее оцениваете?

- Вопрос, который вы задаете, безусловно важен с точки зрения оценки того, что происходит у нас в Магаданской области и на Крайнем Северо-Востоке. Хочу сказать, что мы неплохо отработали 2008 год. И практически по всем макроэкономическим показателям у нас есть успехи. Валовой региональный продукт, правда, пока по оценкам, вырос. Вырос объем промышленного производства. У нас есть рост объемов сельскохозяйственного производства, несмотря на то, что мы проживаем в условиях экстренного земледелия и животноводства. Мы достаточно успешно сработали по наполняемости своего консолидированного бюджета. И это нам дало возможность профинансировать все расходные полномочия, которые были заложены в этом бюджете. Бюджет был социально направленным и выполнен практически по всем показателям. Я оцениваю ситуацию, которая складывалась по итогам 2008 года и складывается в настоящее время. Мы уже знаем, как завершили первый квартал, и даже уже знаем, как завершили первые 4 месяца года. И эта тенденция сохраняется. Поэтому я ситуацию оцениваю как достаточно устойчивую и стабильную.

- Известный факт, Магаданская область является дотационным регионом. И вот в одной статье эксперт говорит, что если создать бизнес-инкубаторы, если применять инновации, то Магаданская область может стать в принципе бездотационным регионом. Вы в это верите?

- Вы знаете, нет, конечно. Это сложно сделать. Потому, что надо знать, на чем базируется экономика нашей Магаданской области. Это традиционно моноресурсная экономика, которая сегодня рассчитывает на добычу двух основных полезных ископаемых – это золото и серебро. И вот исходя из того, как складывается ситуация в золотодобывающей отрасли, мы и формируем свои макроэкономические показатели. Для того чтобы сегодня, в том числе используя инновации и создавая бизнес-инкубаторы, стать бездотационным регионом, нам надо значительно увеличить объемы добываемого металла. Пока я на это только рассчитываю. В силу того, что, еще раз подчеркиваю, мы ориентируемся только на золотодобывающую отрасль. Но если для решения этих задач использовать и другие минеральные ресурсы, которых у нас достаточно много, коксующиеся и бурые угли, нефть и газ, если диверсифицировать нашу экономику, то, конечно, можно стать бездотационным регионом. Сегодня мы базируем свою экономику на 3% тех ресурсов, которые называем благородными металлами. В то же время, по оценке специалистов, запасы угля у нас составляют 44%, запасы углеводородов 42%. На предварительном этапе, мы намерены все-таки наращивать объемы производства, базируясь на основные металлы, золото, серебро. Для этого есть все предпосылки. Сегодня строится горно-обогатительный комбинат. Вернее, проектируется, и будет построен на крупнейшем в России и в мире Наталкинском месторождении. Переработка руды на нем до 2013 года должна составить не менее 10 миллионов тонн, а добыча золота – порядка 20 тонн. При этом у нас еще порядка 12-13 месторождений, которые сегодня находятся в разработке. И в ближайшие 2-3 года мы поэтапно начнем запускать их в эксплуатацию. Они меньшего объема, но, тем не менее, они будут вносить свои объемы добываемого металла в общую копилку территории. И тем самым влиять на достижение бездотационности нашего субъекта.

- То есть получается, что инвесторы не отказываются от Магаданской области и готовы вкладывать свои средства и запускать новые обогатительные комбинаты?

- Вы абсолютно правильно говорите. Иногда говорят, что Магаданская область – это регион с повышенным риском. Да, риск выше в силу того, что регион отдален, что не имеет надежных транспортных коммуникаций. Сегодня тарифы в регионе на электрическую энергию в 1,7 раза выше, чем в среднем по России. На тепло – в 4 раза выше. Рискованно производить продукцию, не зная рынка сбыта на нее. Поэтому сегодня в таких условиях ориентир только добычу или создание того продукта, который сегодня востребован на внешнем рынке, который дает прибыль. И на него все ориентируются. И поэтому я не хочу сказать, что инвесторы не идут. Вот приведу пример. У нас только в прошлом году инвестиции в целом составили порядка 12 миллиардов рублей. Рост в сопоставимых цифрах, порядка 4% к 2007 году. У нас частные инвестиции геологоразведочных компаний составили 3 миллиарда рублей. Вообще был задействован небывалый объем инвестиций в геологоразведку. Это о чем говорит? Что интересно работать в Магаданской области на тех металлах, которые сегодня востребованы. Первыми в Магаданскую область пришли канадские фирмы. Они рисковали в те времена, когда рыночная цена на золото еще была низкой, и когда никто вообще не знал, что на этом рынке и в России может происходить. И тем не менее, пришли, сделали бизнес рентабельным, имеют положительные результаты. То есть, инвесторы идут. На сегодня могу сказать, у нас впервые в прошлом году в основную отрасль пришли китайские инвестиции, не знаю, есть ли это еще где. И сегодня строится на Игуменском месторождении производство, на котором будут добываться металлы. Инвесторы есть. И они все просчитывают. Если им выгодно, то они, конечно, вкладывают свои деньги.

- Когда будут инвестиции, то вместе с ними придется привозить с собой и работников или все-таки местное население будет работать? Магаданская область – это все-таки малонаселенный регион. Что вы делаете в этом направлении, чтобы изменить ситуацию?

- Первые рыночные годы серьезно повлияли на демографическую ситуацию на территории области. Прежде всего, с точки выезда людей в более благоприятные места проживания. Мы знаем, какую политику проводило государство в предыдущие годы: действительно создавались различные условия, льготы, преференции, возможности беспрепятственно посещать центральные районы страны авиационным транспортом. Плюс высокая заработная плата, которая была связана прежде всего с тем, что устанавливался районный коэффициент, северные надбавки. Это, конечно, привлекало людей. И не просто привлекало. Трудно было на Север приехать. И поэтому я хочу привести следующие цифры: у нас с 1954 по 1999 год приток населения составил почти 400 тысяч человек. Когда мы начали работать в рыночных условиях, когда, по сути дела, разрушилось все производство, специалисты стали выезжать в центральные районы страны. Так начался этот отток. Хочу сразу сказать, что последние годы государство в лице и президента, и правительства нашей страны уделяет совсем иное внимание Дальнему Востоку, и в том числе северным субъектам РФ. Приезды и председателя правительства, и президента, и министров, совещания, которые проводятся на Дальнем Востоке, все свидетельствует о том, что отношение к Дальнему Востоку стало иным. И соответствующие результаты стали появляться. Сегодня мы уже не чувствуем себя обездоленными. Мы активно работаем над реализацией тех программ, которые приняты с помощью правительства, и сегодня работают на Дальний Восток. Хочу напомнить об откорректированной программе развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года, достаточно серьезной по объему, более 700 миллиардов рублей. Из них Магаданская область имеет 33 миллиарда рублей. И 12 наших объектов и мероприятий, заложенных в программу, уже финансируется. Такое отношение государства к Северу меняет настроение людей. И сегодня на протяжении 4 последних лет отток населения у нас сократился. Если раньше теряли где-то тысяч по 10 в год, то сейчас это на уровне 2,6-2,4. На первый взгляд сейчас кажется, что зарплата в Магаданской области достаточно высокая, если сравнивать ее со средней зарплатой в РФ. Ну, например, вот я проработал более 30 лет в Магаданской области. И, конечно, у меня и коэффициент соответствующий, и все надбавки выработаны. Но если разделить 30 тысяч рублей на коэффициент 2,5 для среднего проживающего в Магадане, то мы сразу получим менее 15 тысяч рублей. То есть получается, человек живет на Севере, а получает меньше, чем в центральных районах страны. Понятно, что отсюда и мысли о том, чтобы выехать. Конечно, в те годы, когда увеличивался приток населения, считалось, что те люди, которые приехали строить, возводить объекты, заработают, и, наверное, уедут. И в те времена социальная сфера создавалась на какой-то определенный этап времени. А жизнь показала, что нужно постоянно проживать на Дальнем Востоке. И сегодня это как раз меняет отношение к делу. Теперь нужно задуматься о том, что строить надо на долгие годы. С тем, чтобы это было не хуже, чем в центральных районах страны. И, если человек захотел здесь жить, чтобы у него были все нормальные комфортные условия проживания. В том числе и заработная плата.

- Многие губернаторы говорят, что секвестируя бюджет, они дорожные расходы, несмотря трудности с дорожно-транспортной инфраструктурой, направляют на социальные программы. Что у вас?

- Мы бюджет на 2009 год принимали в декабре прошлого года. При этом он у нас предусматривает рост на 10,6% по доходам. Мы, конечно, прислушались к рекомендациям Минфина о том, что к этим доходам надо очень осторожно подходить из-за возможного сокращения объемов налоговых поступлений по налогу на прибыль, НДФЛ и так далее. Но мы не пошли по пути секвестирования бюджета. Мы пока оставили его и по доходам, и расходам на прежнем уровне. Но уже в течение первых 4 и даже 5 месяцев мы постоянно занимаемся корректировкой бюджета. Сегодня наше участие в федеральных целевых программах, связанных с дорожным строительством, изменилось. В силу того, что программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, предусматривающая строительство дорог у нас, секвестирована на 15%, то соответствующим образом секвестирована и доля нашего соучастия. Так появляется резерв, который мы направляем на другие цели. Но внутри своих расходных, как говорится, полномочий. Мы начали сокращать расходы, связанные с содержанием органов исполнительной власти, эти деньги мы перераспределили и направляем на другие цели. Таким образом, у нас получается, что бюджет пока в нетронутом виде, в том, каком мы его принимали в 2008 году. Что касается дорожного строительства, то у нас на территории области есть и федеральные дороги, и региональные, и муниципальные. И общая сеть этих дорог – более 2 тысяч километров. Федеральная дорога "Колыма" действительно финансируется по федеральной целевой программе. По этой программе в этом году нам предусмотрено выделение 800 миллионов рублей. Это уже после объявленного секвестирования. Это деньги, которые идут на содержание, реконструкцию, строительство объектов на федеральной трассе "Колыма". А по региональным дорогам мы еще в прошлом году взяли на себя обязательство перед Минтрансом, чтобы финансирование из регионального бюджета на их содержание не уменьшалось из года в год, а наоборот возрастало. В силу того, что нормативы обслуживания этих дорог должны подтягиваться к уровню федеральному. В этой связи мы расходы на свое дорожное хозяйство не снижали. Наоборот, в этом году увеличили. Для нас это единственная артерия, связывающая все муниципальные образования. И, конечно, мы своим дорогам уделяем такое внимание, чтобы можно было осуществлять взаимодействие между гражданами, проживающими в 8 муниципальных образованиях на таких огромных расстояниях. Для нас это чрезвычайно важно. Поэтому мы эту отрасль не трогаем. А наоборот стараемся, если есть возможность, ее поддерживать и следить за ней.

- Спасибо большое за интервью.

- И вам спасибо.