Странная история произошла во французском кинематографе. Фирма "Патэ" вступила в жестокую конкуренцию с самою собой. Невероятная ситуация возникла в результате столкновения в прокате двух ее фильмов - "Астерикс и Олимпийские игры" и "Добро пожаловать в страну Шти".
Первый - блокбастер, в котором участвуют такие звезды, как Ален Делон, Жерар Депардье и комик Бенуа Пулворд. На ленту было истрачено более 90 миллионов евро. Ей предшествовала гигантская рекламная кампания в СМИ.
Вторая лента на первый взгляд отличается полной скромностью. В частности бюджета, так как на "Добро пожаловать в страну Шти" затрачено всего около 11 миллионов. Планировалось, что это будет просто небольшая комедия, рассказывающая о приключениях жителя юга Франции на севере страны. По ее сюжету южанина Филиппа Абрама (актер Кад Мерад), заведующего почтовым отделением, неожиданно направляют работать на север Франции. Он оказывается в совершенно незнакомых ему местах, где жители говорят на весьма своеобразном диалекте "штими", произошедшем от пикардийского диалекта французского языка. Сами себя жители называют шти. Филипп быстро находит себе друга - почтальона Антуана, которого играет сам режиссер ленты Дани Бун. Приключениям двух друзей и посвящена эта лента. В результате пребывания на французском севере он настолько приходится по душе Филиппу Арбаму, что по возвращению на французский юг жена не верит ему и директору почты приходится лгать, утверждая, "как плохо живется среди шти".
Несмотря на скромный бюджет в фильме хороший актерский состав - дуэт Буна-Мерада уже сравнивают с классическим дуэтом комиков Де Фюнес-Бурвиль. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в фильме также заняты певица Линь Рено, в реальной жизни происходящая из северного региона и умеющая говорить на его диалекте. Прекрасно сыграл "закоренелого южанина", считающего, что департамент Па-де-Кале - "это северный полюс" и Мишель Галабрю, могиканин французского актерского цеха.
Перед премьерой ленты прямо на французском севере, в департаментах Нор и Па-де-Кале была проведена серия аванпремьерных показов. Они вызвали невероятный энтузиазм у населения. Все кинотеатры были забиты до отказа. В первую же неделю ленту посмотрели полмиллиона человек, что является очень высоким показателем для Франции. Сейчас число зрителей комедии в стране, где она демонстрируется на экранах уже 500 кинотеатров, достигло полумиллиона и продолжает стремительно расти. Разумеется, лента моментально вышла в северном районе на первое место по популярности значительно потеснив собирающий все меньше зрителей блокбастер "Астерикс и Олимпийские игры".
По подсчетам специалистов ожидается, что в этом году "Шти" легко перевалит за 10-миллионный зрительский рубеж, то есть принесет ее создателям и компании "Патэ" очень крупные прибыли. Не следует забывать, что серии "Гарри Поттера" и "Человека-паука" поднимаются во Франции до отметки в 7-15 миллионов зрителей.
Ажиотаж в стране возник такой, что на Международном сельскохозяйственном салоне в Париже невероятной популярностью стало пользоваться пиво "Шти" - марки, региональной марки, существующей уже немало лет. Подлинным местом паломничества стал сам небольшой город Берг, где происходит действие и где снималась большая часть фильма Дани Буна. Там сегодня водят экскурсии туристов по местам съемок - для всех комических сцен использовались реальные дома, лишь преобразованные, например, в почтовое отделение или кафе.
В различных регионах Франции сейчас в офисах управления туризма распространяется краткий словарик диалекта штими. На севере страны прекрасно идет торговля майками с надписями на этом своеобразном наречии. Успех ленты во многом связан с тем, что ее создатель - сам выходец с французского севера и, что называется, "находится в теме". В фильме фигурирует масса курьезных ситуаций, связанных с тем, что главный герой неправильно понимает изобилующий шипящими диалект северян.
Сейчас на "малой родине" режиссера во многих кинотеатрах срочно вводятся дополнительные сеансы - столько там желающих посмотреть кинокомедию. Северяне по-достоинству оценили "местный патриотизм" ленты - многие десятилетия у них существовал комплекс неполноценности, так как их считали "простоватыми жителями местности, где все время идет дождь". Примечательно, что во время съемок стояла чудесная солнечная погода, что создало немало трудностей. Сам режиссер говорит, что хотел сделать фильм, соответствующий поговорке шти: "когда иностранец приезжает на север он плачет два раза - в день приезда и в день отъезда". Также режиссер-северянин не скрывает, что хотел переломить давнюю тенденцию французского кинематографа снимать почти все комедии на юге страны. Местные власти их регионального совета департамента Па-де-Кале вложили в фильм 600 тысяч евро - их вклад окупится уже при 2 миллионах проданных билетов. Что произойдет очень скоро. Ожидается, что в ходе предстоящих пасхальных каникул регион получит гигантские прибыли от наплыва туристов, - людей, посмотревших фильм про "Страну Шти".