В ЗАТО Островном на береговой технической базе подразделения "Росатома" "СевРАО" в Гремихе проходит уникальная операция по погрузке и дальнейшему вывозу на переработку на челябинский завод "Маяк" отработавшего ядерного топлива атомных подлодок первого поколения.
Сегодня Гремиха в области ядерной безопасности впереди планеты всей. Здесь проходит первая в мире операция по подготовке к вывозу на переработку за пределы Мурманской области отработавшего ядерного топлива атомных субмарин первого поколения.
Более 40 лет опасное наследие, годами хранившееся под открытым небом, ждало своего часа. 7 лет исследований и подготовки инфраструктуры, килограммы оформленных документов и разрешений, месяцы тренировок. Директор ФГУП "СевРАО" Валерий Пантелеев говорит: "То, о чем мечтали с момента создания предприятия - начало вывоза топлива на переработку".
Реакторные стержни обогащенного урана атомных подводных (АПЛ) тщательно маркируются, помещаются в контейнер и отправляются на спецсудно. Как заметил директор филиала ФГУП "СевРАО" в Гремихе Игорь Полищук: "Сложность в том, что персонал никогда не делал эту операцию. Работы опасные, но разрешения мы все получили. Нас полностью проверили".
С точностью до миллиметра работает крановщица Лариса Пояркова, за выгрузку реактора подлодки класса "Альфа" три года назад уже получившая "Орден Мужества". Эта операция первая не только для нее, но и для Василия Грицюка, хотя бывший подводник связан с радиацией уже 20 лет. По мнению переработчика Василия Грицюка: "В принципе ничего страшного нет, если мы выгружаем стержни. У нас есть дополнительные средства защиты".
Атомщики отлично понимают степень своей ответственности - за ними тысячи жителей Островного. Фон при выгрузке топливных сборок под жесточайшим контролем и неусыпном оком службы радиационной безопасности.
На стене хранилища едва различимая надпись – "Решения съезда КПСС выполним". Одно из них - построить автомобильную дорогу до Гремихи - так и осталось на бумаге. Морской путь на край Кольской земли до сих пор единственный. Им же в Мурманск для погрузки в спецэшелон и дальше на челябинский "Маяк" на переработку повезет контейнеры модернизированный специально для этой операции танкер Атомфлота "Серебрянка". Старший механик т/х "Серебрянка" Андрей Полуянов заметил: "Экипаж обученный. Группа перезарядки с нами. Работа штатная".
Оба подразделения "Росатома" и "Атомфлот" и "СевРАО" работают четко и слаженно. По словам специалистов, поспешают медленно. Торопиться противопоказано, но и тормозить процесс тоже. Поднимается ветер… И так пришлось долго ждать у моря погоды. В ход идут приметы. На полигоне по флотской привычке ни одного бритого мужчины. Директор ФГУП "СевРАО" Валерий Пантелеев говорит: "Пока топливо на "Маяк" не поедет, я бриться не буду".
Гремиха стала пионером сложнейшей операции вывоза опасного топлива с территории Кольского полуострова. Следующий номер программы - Андреева губа.