Почти пять лет на рынке ЖКХ работают управляющие компании. Эти частные организации призваны сменить ЖЭКи и помочь жильцам оперативно разрешать хозяйственные трудности. Выбирать такие компании должны товарищества собственников жилья (ТСЖ). Но собственники не знают соседей, закон и свои права.
Жили себе люди и не тужили, пока однажды не узнали, что вступили в товарищество собственников жилья. При этой системе управления многоквартирным домом люди сами решают, что им во благо, а что во зло. Но вот какая странность: известие о ТСЖ пришло одновременно с новостью о грядущем капитальном ремонте.
"Выделяются немалые деньги на ремонт. Нам была названа сумма в 92 миллиона рублей!" – говорит Сергей Власов.
Люди испугались. Оказалось, что и правление ТСЖ, которое будет следить за деньгами, уже выбрано. Председатель тоже живет в этом доме, но его никто не знает! Хотя должны были избирать на общем собрании.
В приватной беседе заместитель главы управы района "Ховрино" Евгений Ершов объяснил, как удалось провести необходимое по закону голосование: "Прошел по дому. Подпишись! А за что? А вот за то-то. Некоторые вообще не спрашивают. Ведь пришел сосед, свой товарищ, я там подписываюсь. Потом если вдруг до них доходит, им становится интересно, а что же я подписал? А-а-а, да ладно, я все равно ни за что ответственности не несу. Вот примерно и здесь такая ситуация".
Квартиру в красивом доме в подмосковном Пушкине Павел и Ольга купили на этапе строительства. Когда пришло время заселяться, оказалось, что директор строительной фирмы Игорь Шевердин одновременно является руководителем управляющей компании, которая единолично претендует на обслуживание дома.
"На мой вопрос, почему я должна подписывать документы на выбор этой управляющей компании, он улыбнулся и сказал: "Ну, вы же понимаете какое! Не подпишите – не дам документы", – говорит Ольга Рябова.
Как правило, договор с управляющей компанией (это та же дирекция по эксплуатации зданий, только частная) заключает от имени жильцов председатель ТСЖ. В этом случае товарищество создавать не пришлось. Договор подписывался напрямую между собственниками и Игорем Шевердиным. Жили бы Ольга и Павел счастливо, если бы однажды, когда их не было дома, в ванной не протек полотенцесушитель. Жильцы сделали экспертизу. Специалисты сказали, что произошел локальный гидроудар. В итоге затопленным оказался кабинет директора управляющей компании, расположенный этажом ниже. Павел с ним встретился, но спокойного разговора не получилось.
"Он взял гранёный стакан и ударил им меня в лицо, разбил нос. Это зафиксировано, мы обращались в правоохранительные органы", – рассказывает Павел Круковский.
А вот так Шевердин встретил съемочную группу телеканала "Вести": "Сейчас ногой ударю, вам же неприятно будет?"
После это он все-таки согласился сказать пару слов.
"Я воюю за то, чтобы в доме был порядок! – кричит Шевердин, директор управляющей компании. – Ну, слава Богу, до некоторых доходит!"
По его мнению, в потопе виноваты Павел с Ольгой, так как полотенцесушитель они поставили незаконно! Готов доказать это в суде. А пока приказал отключить в их квартире свет, чтобы "не было короткого замыкания". И, кстати, кто залил их дверные замки клеем, он не знает.
"Если собственники считают, что с ними поступают незаконно, оказывают плохие услуги, у них есть возможность решить это во внесудебном порядке, собравшись на общее собрание и приняв решение. Если это решение не исполняется третьими лицами, то они в праве через суд понудить их к исполнению решения собственников", – комментирует Евгения Юнисова, руководитель некоммерческого партнерства ТСЖ.
Таким образом, говорят эксперты, можно не только сменить руководство ТСЖ, но и поменять управляющую компанию. Нужно просто собраться. Коллективные проблемы и решать нужно только коллективно.