В пищеварительной системе сложного организма, коим, вне всякого сомнения, является московский мегаполис, начали появляться тромбы. В городе заметно сократилось число мусоропроводов. Их замуровывают. Когда-то это прогрессивное изобретение человека было призвано улучшить атмосферу в квартирах и в семьях, которым больше не пришлось конфликтовать из-за вопроса, кому выносить ведро. С тех пор город вырос, и оказалось, что прежние жилища уже не в состоянии переварить продукты XXI века.
Их считали чудом санитарной мысли: это даже не шаговая доступность, нужно всего лишь протянуть руку. На всех советских кухнях обосновались компактные и вместе с тем бездонные урны. Но санитарный ореол рассеивался быстро и оставлял на душе пользователей неприятный осадок. По многочисленным просьбам советская инженерная мысль ушла прочь из квартир. Остановилась на лестничной клетке – чтобы мусор выносить все-таки не снимая домашних тапок. "Они действительно морально устарели. Они уже разрушены, и люки у них уже многие сняты, разбиты", – признает Иван Малеев, начальник отдела экологического контроля за отходами производства и потребления департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Как и все "очень не новое", спустя годы мусоропроводы пришли в негодность. То, за что их когда-то хвалили (попадает внутрь и не выпадает наружу – и мусор, и запах), вышло из строя. Жителям, особенно сталинских домов, это теперь мешает дышать полной грудью. У дворника Алика Джаббарова тревожный сон: "Они нас могут в любой момент поднять и сказать: вот у нас воняет, мы не можем дышать, пусть приходят чистят".
Мусоропровод в элитной новостройке, где повезло трудиться Алику, на самом деле работает исправно. Эту исправность дворник за отдельную плату поддерживает обеззараживающими отдушками и ежедневной дезинфекцией. Но конструкция все же "воздух не озонирует". Еще и потому, что мусор люди складывают не в, а вокруг урны.
В домах, где не работает за отдельную плату Алик, грустят не только из-за неприятного запаха: "У меня дети опасаются выходить из лифта, они все время смотрят – не встречает ли их крыса на лестничной площадке на первом этаже".
И пусть мусоропровод по-прежнему – обязательная строительная норма (дома без этого в эксплуатацию не сдают), навстречу любителям чистоты охотно идут местные ЖЭКи. "У нас мусоропровод не заварен, а прикручен на специальные болтики, которые не позволяют открывать эту крышку и сбрасывать туда мусор. Люди привыкли у нас выбрасывать мусор на мусорные площадки, в контейнеры – ни крыс, ни тараканов", – рассказывает Андрей Фомин, член правления товарищества собственников жилья.
Чтобы раз и навсегда закрыть и неприятную тему, и бездонную урну, нужно согласие большинства. Просьбу относят в районную управу, и там обычно без проблем: приходят и бесплатно заваривают. Потому что знают: мусоропроводы устарели как класс с появлением в Москве первых бутылок Колы. "Те объемы упаковки бытовой и промышленной, по которым производились расчеты мусоропровода в 50-х годах, они в полной мере не соответствуют нынешним размерам тары. Например, бутылку 1,5-литровую из-под лимонада – ее достаточно проблемно поместить в ковш и закрыть его", – поясняет Иван Богомолов, начальник Дирекции единого заказчика района "Сокол" города Москвы.
"Когда засоры, нам придется пройти 14 этажей, проверить каждый этаж и пробить, где засор", – подтверждает дворник Алик. Если бы урну заварили, его зарплата упала бы примерно на четыре тысячи. Квартплата жителей – в среднем на тридцать рублей. Из квитанции бы исчезла строчка "обслуживание мусоропровода". Всего их в столице десятки тысяч. Многие уже на замке.