Несмотря на кризис, операторы мобильной индустрии показали неплохие результаты по итогам трех кварталов 2008 года. Потребители пока не сокращали свои расходы на мобильную связь. "Люди быстрее откажутся от еды, чем от возможности поговорить", - считает гендиректор компании "Вымпелком", собственника оператора "Билайн", Александр Изосимов. Участник саммита в Давосе дал интервью программе "Мнение".
- Александр Вадимович, для вас в чем ценность давосских встреч?
- Давос - всегда очень интересная платформа, когда собираются и политики, и бизнесмены, и ученые, и экономисты, и журналисты. И вот это смешение взглядов и людей самых разных биографий и профессий создает, наверно, самый интересный в мире мозговой штурм. Люди едут в Давос не для того, чтобы заключить сделки, подписать контракты. Давос – это прежде всего площадка для обсуждений. Вот для меня очень важно понять, что происходит. Безусловно, такую площадку можно использовать и для запуска новых идей. Ведь сейчас можно не только спасать тонущие индустрии и отрасли, например, банки, выкупая их долги и вбрасывая туда деньги, а можно ведь помочь отраслям, которые достаточно хорошо себя ощущают, такие как, например, наши, но которые, исходя из условий кризиса, начинают притормаживать свои капитальные вложения. Вот эти капитальные вложения можно стимулировать либо налоговыми какими-то ходами, либо просто открывая доступ к новому спектру частот.
- А на какие вопросы вы ищете ответы?
- Мне хочется понять, когда начнется подъем - в конце этого года или нам предстоит прожить еще кризисный 2010-й. И очень интересно, как меняется оценка размера проблемы. Потому что в 2007 году проблема оценивалась в 100, 200 миллиардов, потом - в 1 триллион, недавно уже в 2 триллиона долларов, сейчас уже говорят о 3 с половиной. И когда разрыв настолько значителен, важно каждое мнение. Только в такой закрытой дискуссии, как бывает в Давосе, люди высказываются откровенно.
- Но вы предлагаете рассматривать кризис не как проблему, а как возможность искать новые стратегии?
- Кризис - это проблема. Но он создает и возможности: сделать шаг назад, переосмыслить, изменить какие-то вещи внутри компании и подготовить к тому, чтобы после кризиса она шла вперед быстрее.
- Вы готовы подписаться под тем, что рынок связи в условиях кризиса пострадал меньше остальных?
- Да, конечно. Связь стала таким естественным, необходимым продуктом, люди скорее себя ограничат в еде, чем перестанут разговаривать по телефону. И поэтому мы, наверно, будем переживать кризис с меньшими потерями, чем другие отрасли.
- А все-таки потери есть?
- Компании сокращают персонал, а значит, сокращают потребление. Люди, вероятно, будут искать какие-то более выгодные тарифы, но эта линейка предложений у нас уже есть.
- Многим наблюдателям показалась рискованным, но дальновидным шагом покупка "Голден-телекома" и "Евросети". Вы об этом не жалеете?
- Я думаю, что здесь нужно различать долгосрочную стратегию и краткосрочный эффект кризиса.
- Краткосрочно, наверное, хлопотно?
- Краткосрочно, да, хлопотно. И если бы мы покупали сегодня, было бы подешевле. Но стратегическое решение было правильное. Сегодня телекоммуникации - в меньшей степени голос и голосовая связь и больше широкополосный Интернет. Интернет еще нас удивит, удивит неоднократно. Кроме того, чем более диверсифицирован бизнес, тем устойчивее стоит компания.
- Как в свете нынешних событий меняется ваша инвестиционная политика?
- Безусловно, ключевой эффект давления на нас - это курс рубля, поскольку наши долги, наши заимствования в основном были долларовые. Деньги год назад были "длиннее". Для нас было дешевле занять на Западе. Но девальвация рубля увеличивает давление долговой нагрузки: мы зарабатываем то же количество денег в рублях, но в долларах это меньше, а рассчитываться надо в долларах. Поэтому мы откладываем некоторые инвестиции на полгода, год. Сейчас процесс получения кредита безумно сложен. Я бы сказал, что кризис происходит под флагом отсутствия кредитов. В какой момент все разморозится - это и определит, когда экономика вернется к росту.
- Это касается вашего проекта во Вьетнаме (в течение нескольких лет "ВымпелКом" инвестирует до миллиарда долларов США в развитие сети мобильной связи в этой стране – Вести.Ru)?
- Проект во Вьетнаме реструктурирован несколько иначе. Это совместное предприятие, и наш взнос в уставной капитал был сделан до кризиса и используется для строительства сети. Конкурентная ситуация там достаточно интенсивная, и нельзя пропустить еще один год. Поэтому мы ничего не меняем и будем строить как можно быстрее.
- А в случае чего за помощью к государству обратитесь?
- Ну естественно. Хотя пока не обращались. А если пойдем, то только для того, чтобы перебалансировать наш кредитный портфель. Это будут абсолютно коммерческие взаимоотношения с российскими банками.
























































































