Таких людей, пожалуй, больше и не сыщешь. Его знания безграничны, память уникальна, а трудолюбие – на зависть. Увенчанный всеми возможными титулами в области лингвистики, истории и философии академик Вячеслав Иванов отмечает юбилей. И даже в свои 80 лет он может сказать про себя: "в этом году впервые...".
На даче в Переделкине ко дню рождения расцвели его любимые флоксы. Как раз под окном рабочего кабинета Вячеслава Всеволодовича Иванова. "Вот в той части дачи, где мы сидим, жила Лиля Брик – подруга Маяковского, которая была приятельницей моей мамы. После смерти отца часть дачи была сдана Лиле Юрьевне", – рассказывает директор Института мировой культуры МГУ, директор Русской антропологической школы РГГУ, академик РАН Вячеслав Иванов.
Он в этом доме с детства проводит большую часть года и обязательно – день рождения. Хотя и живет на два континента. Выдающийся лингвист и философ, в Америке Вячеслав Всеволодович преподает славянскую филологию, в России – историю наук. Замечает: наши молодые люди еще не разучились читать. Американцам – сложнее. Байрона не знают. "Когда я про Пушкина и Лермонтова упоминал Байрона, один из ста студентов знал, что это лорд, но что лорд написал – никто не знал", – сетует Иванов.
За работой – всегда, ни дня без строчки. Пишет статьи, стихи, редактирует книги. Использовать каждую минуту и все возможности его учил отец, писатель Всеволод Иванов, и Пастернак, с которым были дружны оба Иванова – отец и сын. "Пастернак был образцом не только труженика, как мой отец, но он был образцом человека, который, как он сам говорил, серьезно относился к жизни", – вспоминает Вячеслав Всеволодович.
Серьезное отношение к жизни, энциклопедические знания – Вячеслав Всеволодович знает 100 языков, но полиглотом себя не считает. Убежден: ни один из живущих на земле людей, в том числе и тех, кого мы почитаем за гениев, полностью не реализует свои интеллектуальные возможности. "Как вы понимаете, язык знать – надо все подробности и закоулки. Конечно, я знаю не много языков таким образом, но как-то могу сообразить что-то по поводу некоторого количества языков. Все равно это – малая часть: в мире 6 тысяч языков", – говорит Иванов.
Ахматова про Иванова говорила: "Вот вы и стихи пишете, и китайским языком занимаетесь. Вас можно на выставке показывать". Корней Чуковский научил его вести дневник, говорил: "Чтобы вы записывали то, что вам говорят интересные люди". До конца этого года в свет выйдут мемуары Иванова о Пастернаке. И еще к юбилею – впервые в жизни – он напечатал книгу своих стихов, статей и переводов.









































































