"Белый танк" со дна Невы стал экспонатом музея

Историки говорят, что до сих пор на дне реки остаются десятки экземпляров техники. Почти все виды боевых машин, которые изображены на диораме
Историки говорят, что до сих пор на дне реки остаются десятки экземпляров техники. Почти все виды боевых машин, которые изображены на диораме
Историки говорят, что до сих пор на дне реки остаются десятки экземпляров техники. Почти все виды боевых машин, которые изображены на диораме
Историки говорят, что до сих пор на дне реки остаются десятки экземпляров техники. Почти все виды боевых машин, которые изображены на диораме
Уникальный танк КВ-1 "Клим Ворошилов" торжественно устанавлен на постамент в мемориальном комплексе "Прорыв блокады Ленинграда". Боевую машину доставили в музей с завода, где полностью отреставрировали. Почти 66 лет танк пролежал на дне Невы.

Уникальный танк КВ-1 "Клим Ворошилов" торжественно устанавлен на постамент в мемориальном комплексе "Прорыв блокады Ленинграда". Боевую машину доставили в музей с завода, где полностью отреставрировали. Почти 66 лет танк пролежал на дне Невы.

Танк КВ-1 – подарок к 65 годовщине прорыва блокады Ленинграда. Его нашли и восстановили энтузиасты. Вот он уже после реставрации. Эту машину подняли со дна Невы осенью 2007 года. Поставив ее на гусеницы, историки поразились ценности находки. Сквозь ржавчину была видна маскировочная краска – это, так называемый, белый танк. Он единственный из 20-ти машин уцелел во время одной из первых попыток советских войск, 30 ноября 1941 года, прорвать блокаду Ленинграда в районе Невского пятачка.

"Видно, что пули стреляли в него спереди. Он самый вообще израненный. Нет живого места на нем", – рассказывает реставратор-энтузиаст Иван Бубырев.

Эти танки выпускали на Кировском заводе. На начало войны "Клим Ворошилов" – самая маневренная и защищенная боевая машина. 100-миллиметровую броню было не пробить обычными противотанковыми орудиями. По КВ-1 фашисты прямой наводкой били из зенитных установок. На реставрацию этой машины ушло 1,5 года. Вот заключительный этап – окраска.

Во время войны броню покрывали легкосмываемой смесью олифы и мела. Для реставрируемой машины приготовили специальную краску. Назвали – "белые ночи".

Танк, который немцы называли призраком, оказался самым заметным в экспозиции музея Прорыва блокады Ленинграда.

Историкам не удалось определить бортовой номер этой машины. Поэтому, пока не известна судьба ее экипажа. Музейщики дали танку почетное имя – назвав его в честь города, который тот защищал. Сейчас он – символ подвига, который совершили бойцы красной армии и напоминание о жестокости той Великой войны. Еще раз услышать эту героическую историю сегодня сюда приходят петербуржцы.

Музей прорыва блокады Ленинграда находится в том месте, где 18 января 1943 года, советские войска прорвали первую линию обороны противника. Вот она на левом берегу Невы. Историки говорят, что до сих пор на дне реки остаются десятки экземпляров техники. Почти все виды боевых машин, которые изображены на диораме.