В Германии разгорается оружейный скандал. Газета "Ди Вельт" утверждает, что афганские боевики стреляют по немецким солдатам из немецкого же оружия. В оборонном ведомстве разводят руками: оружие предназначалось для афганской полиции, и как оно перекочевало к талибам, понятия не имеют.

В Германии разгорается оружейный скандал. Газета "Ди Вельт" утверждает, что афганские боевики стреляют по немецким солдатам из немецкого же оружия. В оборонном ведомстве разводят руками: оружие предназначалось для афганской полиции, и как оно перекочевало к талибам, понятия не имеют.

Автомат Калашникова как непременный атрибут исламистских видеообращений уже не так актуален. Теперь модно появляться в кадре с оружием, может быть, не таким проверенным, но зато более дорогим и, как принято говорить, статусным. Не рядовое место в иерархии талибов все чаще подчеркивают европейские оружейные марки.

На этих кадрах – один из лидеров пакистанского крыла "Талибан", мулла Устад Фатех, держит в руках австрийский автомат "Штейр", а его телохранитель справа вооружен немецкой штурмовой винтовкой G-3.

"По нашей статистике, 25% афганцев, которых мы обучаем защищать гражданское население, используют полученное оружие, чтобы сражаться на другой стороне. Мы не можем предотвратить то, что люди, которым мы доверяем свои системы вооружений, будут использовать их не в наших целях", – говорит сотрудник Института международной политики им. Отто Сура, эксперт по Афганистану Кристиан Тушхофф – один из тех, кто попытался выяснить, каким образом оружие попадает в руки боевиков и террористов.

Некоторые образцы европейского, американского и израильского оружия изготавливают по лицензии в Китае, Индии и Пакистане, но это никак не объясняет, каким образом в руках исламистов оказываются, например, снайперские винтовки R93, которыми вооружается современный немецкий спецназ. Вряд ли это трофей – слишком штучный товар.

Кроме германских винтовок и оптических прицелов, в Афганистане, как выяснили журналисты газеты "Вельт", сегодня за тысячу долларов можно купить знаменитый "Вальтер" модификации П-1. В 2006 году Германия передала афганской полиции 10 тысяч таких пистолетов, и не нужно сильно напрягать воображение, чтобы представить, как они перекочевали на черный рынок.

Вопрос – есть ли желание у немецких политиков выяснять, кто решил доверить оружие бундесвера афганцам, и почему оно теперь стреляет в солдат НАТО? "В принципе, существует механизм парламентского расследования. Если Бундестаг сочтет необходимым, он может сформировать комиссию, которая даст ответ на этот вопрос", – указывает Геро Нойгебауэр, профессор политологии Свободного университета г. Берлина.

Оппозиционная фракция "зеленых" уже выступила с идеей собственного расследования, но момент, видимо, неудачный. Новый Бундестаг только начинает работать, и у коалиционного большинства вряд ли хватит политической воли, чтобы портить скандалом такое хорошее настроение себе и однопартийцам из правительства – новому министру обороны Цу Гуттенбергу и канцлеру Меркель.

Когда журналисты начали раскручивать всю эту историю, в военном ведомстве Германии подтвердили факт поставок оружия для нужд афганской армии и полиции. При этом с обезоруживающей откровенностью военные признали, что не проследили за тем, в чьи руки оно, в конечном счете, попало: ведь власти Афганистана дали письменные заверения, что оно будет использовано по прямому назначению. И действительно, не обманули: пистолетами "Вальтер" в Афганистане никто гвозди не заколачивает.