Российская анимация: размышления на распутье

Отечественная мультипликация сегодня переживает не самые лучшие времена. Большинство мультфильмов, снятых в последние годы, не приносят ожидаемой прибыли, а кроткометражная мультипликация коммерчески невыгодна. Так есть ли будущее у российской анимации?

Известная когда-то на весь мир отечественная мультипликация сегодня переживает не самые лучшие времена. Большинство мультфильмов российского производства, снятых в последние годы, не приносят ожидаемой прибыли. Сказывается отсутствие советской школы полного метра в анимации. А кроткометражная мультипликация коммерчески невыгодна и в эпоху 3D-технологий не выдерживает конкуренции. Так есть ли будущее у российской анимации?

Каждый взмах карандаша, каждый кадр и анимированный персонаж стоит больших денег. При этом избалованного качественными мультфильмами зрителя уже ничем не обманешь. Художники-аниматоры с мировыми именами бьются за кассу, а российские мультипликаторы не то, чтобы проигрывают – они толком в этой борьбе не участвуют. Генеральный директор телеканала "2х2" Роман Саркисов уверен: "На рынке безыдейность, нет талантов, нет сценариев".

В России гордятся наследием, только сейчас оно продается и в стране, и за ее пределами. Но анимационные традиции Союза остались в истории вместе со страной. Директор канала "2х2" рисует печальную картину: новая Россия свою индустрию не создала. Телевидение готово показывать, только массового продукта нет. "У нас такой абсолютно авторский арт-хаусный продукт, который интересен только вот на фестивале Крок и в Суздале. И то не все далеко, а много очень такого скучного, тяжелого для понимания. Это не мейнстрим, не телевизор", – считает Роман Саркисов.

Директор ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" Василий Шильников уверяет, что киностудия "Союзмультфильм" – это крупнейшая анимационная студия Европы. А по мнению художника-мультипликатора Юрия Норштейна, "Союзмультфильм" погиб, и погиб безвозвратно, осталось только здание. По его словам, сейчас осталось только это здание кому-нибудь прибрать к рукам – и все, на этом все закончится.

Легендарный "Союзмультфильм" устал. Пожалуй, только здание и осталось напоминанием о его былой славе. Коридоры опустели, мультипликаторы разбежались. За последние годы в стенах "Союзмультфильма" было создано несколько небольших проектов, но широкий зритель их так и не увидел. На самой студии говорят, что работы получились не очень удачные. Сама же alma mater русской мультипликации "чахнет над златом" былых кинолент, оцифровывает их и продает. Правда, зарабатывает немного и считает чужие бюджеты. "Конечно, это гораздо меньше миллиона. Это может исчисляться сотнями тысяч долларов. То есть, это довольно скромные доходы, если сравнивать с теми доходами, которые приносят новые успешные проекты в кино и анимации", – сетует Василий Шильников.

Как бы руинами "Союзмультфильма" остались отдельные авторы, которые по-старинке работают несколько лет над 10-минутным мультфильмом. Рынок диктует свои требования: сроки, деньги, контракты. Времени на творчество нет. "Ушло простодушие открытия", – сокрушается человек-легенда Юрий Норштейн. – Творчество больше не задает зрителю вопросов". "Ну зачем вопросы, когда можно "слабать" любой фильм, получить за это деньги и спокойно продолжить свою, в общем, достаточно ничтожную жизнь, приобретя это, это и это", – говорит он. Папа "Ежика в тумане" и "Сказки сказок" не рассказывает, над чем сейчас работает. Он не любит об этом говорить, как не любит говорить и о проблемах анимации. Его точка зрения состоит в том, что пока государство снова не начнет финансировать мультипликацию, былой школы, которая входила в число школ мирового класса, не вернешь. А все, что делают сейчас, – конвейер, а это не для души. "Американские фильмы очень профессиональные. Очень профессиональные, и с точки зрения технологии они сделаны практически безупречно. Но мне представляется, что, когда внимание уделяется технологии, то теряется гораздо более важное", – уверен он. Но получается, что Россия сейчас, отказавшись от ювелирно исполненных творческих лент, поточный продукт, как американская фабрика, тоже выпустить не может. Кадров нет.

Вопрос о том, чтобы просто запустить процесс производства трехмерного мультипликационного фильма в России – это серьезная задача, которая сожрет все ресурсы, которые только есть. Если один фильм запустится, то для остальных фильмов не будет уже специалистов", – поделился своими соображениями режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов.

Большие проекты – это особенный риск. Весь рынок сейчас смотрит на "звездных собак" русского производства – Белку и Стрелку, которые выйдут в прокат в уже декабре. Вопрос только в том, удастся ли им получить космические прибыли? "Вот это будет такой пример, который может, если все будет успешно, стать таким прорывом в том плане, чтобы люди захотели инвестировать и делать мультфильм, потому что появился еще один прецедент – успешный российский мультик в 3D", – надеется генеральный директор кинокомпании "Леополис" Георгий Малков.

Пока же в России анимированная история заметно проигрывает игровому кино. Продюсерская группа фильма "Любовь в большом городе" хотела создать мультфильм, сюжет и эскизы были уже готовы. Но с коммерческой точки зрения победило продолжение love-story. Это и дешевле, и быстрее, и никакого риска. Первая "Любовь" прошла в прокате на ура.

Казалось бы, мультфильм снять дешевле, чем кино: не нужно платить актерам, массовке, техническому персоналу, арендовать площадку и зависеть от погоды. Но по факту получается, что мультфильм обходится намного дороже. Смета на производство полнометражного анимационного фильма выглядит примерно так: сценарий – от 5 тысяч долларов, раскадровка – 10-20 долларов за одну картинку. И самое сложное – сама анимация. До 500 долларов за секунду при сложном двухмерном исполнении, и от 400 долларов за секунду трехмерной повести. К этому еще необходимо добавить по 40 долларов за прорисовку фона.

Еще до 15 тысяч долларов уходит на оплату "звездных" голосов. Продюсеры уверены, что присутствие узнаваемых людей, пусть и за кадром, по-прежнему привлекает зрителя. И вот Елена Яковлева – "Стрелка", Константин Хабенский – "Девятый". Исполнительный продюсер "ЦНФ" Вадим Сотсков уверен:"Дорого, но терпимо все-таки. Это себя оправдывает". А по мнению Тимура Бекмамбетова, участие звезд дает проекту то, что называется credibility, то есть, какое-то доверие – люди больше верят героям. Ко всему перечисленному еще нужно добавить расходы на технику, на зарплаты аниматоров, режиссеров, содержание офиса, рекламу. В итоге эконом-бюджет полнометражного мультфильма достигает 5-6 миллионов долларов, а средний бюджет – 20-25 миллионов. В результате получается, что, поскольку продукт штучный, затратный, аниматоры стараются его продать максимально дорого, даже те, кто делает не "полный метр", а сериалы для телевидения, что в разы дешевле. Роман Саркисов поделился: "Некоторые – не буду называть имен, это неэтично – заявляют 400-800 долларов за минуту. Это нереальная цифра за продукт. Гораздо проще, наверное, купить тех же самых "Симпсонов" и получить на них прекрасные цифры".

Действительно, за "Симпсонов" просят от 500 до 3000 долларов за 30 минут. В России нет ни таких цен, ни такого конвейера. К слову, в большом прокате у нас мультфильм тоже сложно окупить. Те же "Белка и Стрелка" даже внешне – далеко не русские собаки, хотя и рисовались с кинохроники советских времен. Их образы 100-процентно ориентированы на западного зрителя, отсюда и уверенность в том, что тот рынок возьмет. "Я думаю, что все территории возьмут, весь мир возьмет. Другое дело – сколько мы получим обратно. И это тоже довольно сложная задача – работать с западными прокатчиками. – считает Вадим Сотсков. – А другого выхода нет. Просто мы должны это делать. Если мы это не сделаем, то… Нельзя вариться в собственном соку".

Еще один риск – время. Полнометражный мультфильм рождается в среднем за три-четыре года. То есть, у создателей должен быть еще и тонкий нюх. Как угадать, что будут смотреть через пять лет? "Наш в Голливуде" Тимур Бекмамбетов ставит на мрачную философию: "Все, кто любит мультфильмы про танцующих пингвинов или летающих белок, они… Эта эра заканчивается. И вот должно сейчас начаться что-то, что никто не делал".

С маленьким экраном, телевизионным, дела в России намного проще. Здесь и каналы, и аниматоры – в равных условиях первопроходцев. Креативный директор студии "Антимульт" Максим Кудеров рассказал: "Наши каналы только начинают еще выходить на этот рынок, только начинают осознавать, что анимация может быть популярной и может иметь какие-то рейтинги. И в прайм-тайме наших центральных каналов анимации вообще нет".

Минус для аниматоров таится в том, что платить за продукт каналы начнут не раньше, чем через год-два, когда поверят. Поэтому аниматоры рисуют "мульты" на злобу дня – "Кризис-Шмизис", например. И продают сувениры. Директор студии "Антимульт" Наталья Овчинникова уточнила: "Сейчас мы не зарабатываем на продакшене. То есть, сейчас для нас создание мультфильмов – это скорее искусство, нежели средство заработка. Но мы зарабатываем на сопутствующих товарах. Это продажа персонажей, продажа комиксов, выпуск DVD, футболок, значков – всего, чего угодно".

Детскую нишу на телевидении крепко застолбили за собой "Смешарики", и их популярность перебить будет сложно. А вот все остальные – подростковые, для девочек, для мальчиков – пока вакантны. На незанятую взрослую нишу претендует сейчас наш ответ "Южному парку". На студии считают, что так, как герои мультфильма "Чебоксары", скоро будут выглядеть российские "Симпсоны". Максим Кудеров рассказал об этом проекте: "Главный герой – работник НИИ Оргий Бедоносец. Он собирает у себя в квартире перед телевизором атомную бомбу. Он мечтает ее когда-нибудь закончить и поехать взорвать Америку". В этом сериале есть и конфликт поколений – у папы-инженера сын-музыкант обожает все американское; и сосед-медведь с водкой, балалайкой и искусным матом. Создатели намерены сделать сериал культовым. К тому же, взрослым не так важно качество картинки, а важен текст, так что на анимации можно серьезно экономить. "Так, как Норштейн мог делать 20 лет свои мультфильмы, мы себе, к сожалению, позволить не можем. Потому что нам надо выдавать, как минимум, час анимации в неделю", – рассказала Наталья Овчинникова.

И все-таки простая плоская 2D-анимация остается только на взрослом телевидении, а на больших экранах востребован объем. Будущее – за стереоскопическим эффектом. Но пока "очки" – скорее, роскошь. 3D-версии рисуют только очень богатые и нерусские. Исполнительный продюсер "ЦНФ" Вадим Сотсков рассказал о технических особенностях 3D-фильмов: "Весь фильм просчитывается на компьютерах. Если он не стереоскопический, то его просчитывают один раз. Если стереоскопический, то его нужно просчитывать как бы с двух глаз. Там есть свои секреты. Там какие-то должны быть обязательно специальные кусочки фильма, которые специально "заточены" под стереоэффект".

Это на Западе анимация наступает уже и на игровое кино. В современных фильмах компьютерной графики столько, что они приближаются к мультфильмам. Бюджет фильма "Девять" Тимура Бекмамбетова – 26 миллионов долларов – там – чуть ли не стартовый, таким никого не удивишь. А вот в России нет ни денег, ни кадров. Анимация у нас – либо андеграунд, либо конвейер для телевидения. Либо – ожидание штучных полнометражных заказов.