Российское авторское общество известно своей щепетильностью. С хирургической точностью эта организация вычисляет, сколько группа Deep Purple должна заплатить самой себе за исполнение собственных песен, причем с непременной выплатой 15-процентной комиссии самому РАО. Оперируя точными выдержками из законов, РАО объясняет всем сомневающимся, почему справедливость его деятельности не подлежит никакому сомнению.
Но сомневающиеся все-таки остаются. То они малодушно считают дикостью выплату РАО авторских отчислений после того, как самому автору заплачен соответствующий гонорар. То они находят на сайте самого РАО реестр защищаемых авторов и их произведений и начинают с энтузиазмом проводить в нём различные поиски. Но мы не убоимся, потому что этот реестр очень смешной. Например, все мои сверстники в хмельные студенческие годы наизусть знали песню Бориса Гребенщикова “Ангел всенародного похмелья”. Такая песня в реестре есть. А рядом с ней есть и другая: “Ангел всяко доброго похмелья”. Автор, разумеется, тоже - Борис Гребенщиков. Надо ли говорить, что такой песни Борис Борисович никогда не писал.
Некоторое время назад писатель Леонид Каганов с удивлением обнаружил в том же реестре песню из репертуара группы “Аквариум” “Город золотой”, авторами которой были указаны Борис Гребенщиков и сам Каганов. Притом, что ни Каганов, ни Гребенщиков авторами этой песни не являются. Сейчас, по заявлению Каганова, эту запись все же исправили.
Многотомный “Архипелаг ГУЛАГ” в реестре РАО записан как рассказ. Рассказом называется и сказка Корнея Чуковского “Айболит”, написанная в стихах. Далее. В реестре содержится три песни “Боже, царя храни!”, причем все три - с разными авторами. Десять “Интернационалов” и шесть вальсов “Амурские волны”. Но и это, как говорится, еще не всё. В реестре Российского авторского общества содержится, внимание, двенадцать песен, которые называются “Гимн России”. А кроме этого, еще одна инструментальная пьеса “Гимн России” и одно стихотворение с тем же названием. Есть также “Государственный гимн России” и два “Гимна Российской Федерации”. Краткий радио-формат не позволяет мне и дальше цитировать эти замечательные неувязки, а их в огромном реестре РАО огромное множество.
Замечу, что на сайте цитируемого реестра сказано так: “РАО осуществляет управление правами не только тех правообладателей, которые включены в настоящий реестр, но и правами правообладателей, не передавших РАО свои права в управление, за исключением тех, которые изъяли свои права из управления РАО в соответствии с действующим законодательством”. То есть, по идее РАО управляет и моими правами как автора нескольких книг - ведь никаких действий по изъятию своих прав из управления РАО я не осуществлял. И у меня, как у правообладателя, возникает очень простой и совершенно естественный вопрос: как организация может браться за осуществление защиты моих авторских прав, когда у них в собственном реестре такой невообразимый бардак? Не понимаю.
