Бардак в доме правообладателей. Реплика Максима Кононенко

Российское авторское общество известно своей щепетильностью. Оперируя точными выдержками из законов, РАО объясняет всем сомневающимся, почему справедливость его деятельности не подлежит никакому сомнению.

Российское авторское общество известно своей щепетильностью. С хирургической точностью эта организация вычисляет, сколько группа Deep Purple должна заплатить самой себе за исполнение собственных песен, причем с непременной выплатой 15-процентной комиссии самому РАО. Оперируя точными выдержками из законов, РАО объясняет всем сомневающимся, почему справедливость его деятельности не подлежит никакому сомнению.

Но сомневающиеся все-таки остаются. То они малодушно считают дикостью выплату РАО авторских отчислений после того, как самому автору заплачен соответствующий гонорар. То они находят на сайте самого РАО реестр защищаемых авторов и их произведений и начинают с энтузиазмом проводить в нём различные поиски. Но мы не убоимся, потому что этот реестр очень смешной. Например, все мои сверстники в хмельные студенческие годы наизусть знали песню Бориса Гребенщикова “Ангел всенародного похмелья”. Такая песня в реестре есть. А рядом с ней есть и другая: “Ангел всяко доброго похмелья”. Автор, разумеется, тоже - Борис Гребенщиков. Надо ли говорить, что такой песни Борис Борисович никогда не писал.

Некоторое время назад писатель Леонид Каганов с удивлением обнаружил в том же реестре песню из репертуара группы “Аквариум” “Город золотой”, авторами которой были указаны Борис Гребенщиков и сам Каганов. Притом, что ни Каганов, ни Гребенщиков авторами этой песни не являются. Сейчас, по заявлению Каганова, эту запись все же исправили.

Многотомный “Архипелаг ГУЛАГ” в реестре РАО записан как рассказ. Рассказом называется и сказка Корнея Чуковского “Айболит”, написанная в стихах. Далее. В реестре содержится три песни “Боже, царя храни!”, причем все три - с разными авторами. Десять “Интернационалов” и шесть вальсов “Амурские волны”. Но и это, как говорится, еще не всё. В реестре Российского авторского общества содержится, внимание, двенадцать песен, которые называются “Гимн России”. А кроме этого, еще одна инструментальная пьеса “Гимн России” и одно стихотворение с тем же названием. Есть также “Государственный гимн России” и два “Гимна Российской Федерации”. Краткий радио-формат не позволяет мне и дальше цитировать эти замечательные неувязки, а их в огромном реестре РАО огромное множество.

Замечу, что на сайте цитируемого реестра сказано так: “РАО осуществляет управление правами не только тех правообладателей, которые включены в настоящий реестр, но и правами правообладателей, не передавших РАО свои права в управление, за исключением тех, которые изъяли свои права из управления РАО в соответствии с действующим законодательством”. То есть, по идее РАО управляет и моими правами как автора нескольких книг - ведь никаких действий по изъятию своих прав из управления РАО я не осуществлял. И у меня, как у правообладателя, возникает очень простой и совершенно естественный вопрос: как организация может браться за осуществление защиты моих авторских прав, когда у них в собственном реестре такой невообразимый бардак? Не понимаю.