Вследствие кризиса россияне постепенно начинают экономить и на питании. Так, по данным исследователей компании Nielsen, 73% респондентов сообщили, что стали экономить на продуктах питания и товарах повседневного спроса, приобретая их примерно на четверть меньше, чем три месяца назад. При этом, правда, покупки таких товаров, как хлеб, чай, молоко, а также шампунь и стиральный порошок, уменьшились несущественно.
В тоже время от тортов и пирожных уже отказались 10% опрошенных и еще по 8% воздерживаются от покупки мяса и водки. Также многие россияне начали переключаться на покупку более дешевых видов товаров.
Впрочем, к празднованию Нового года упомянутые самоограничения отношения не имеют. О том, что экономить на праздничном столе россияне не намерены и сегодня, свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения 6-7 декабря. Так же, как и в прошлом году, 80% респондентов планируют потратить на новогодний стол до 10 000 рублей. Каждый десятый (11%) предполагает выложить на угощение от 3000 до 5000 рублей и столько же намерены ограничиться 500 рублями. По 19% рассчитывают уложиться в суммы до 3000 и до 1000 рублей. И только 6% опрошенных вообще не собираются обременять себя расходами на пропитание в новогоднюю ночь.
Не скупясь на яства, россияне, однако, решили сэкономить, встречая Новый год дома (77%) или в гостях (13%). Предпринять же походы в ресторан или на дискотеку предполагает всего по 2%, а выехать за рубеж и вовсе не планирует никто из опрошенных социологами.
После новогодних праздников, пояснила директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, в период с января по март потребление продуктов питания в России традиционно снижается. Дальнейшие же соответствующие показатели будут зависеть от развития экономической ситуации в стране и от того, в том числе, каким окажется уровень безработицы. Тогда как в ноябре текущего года, по данным Тюриной, объем потребления продовольствия сократили порядка 65% россиян.
К большей экономности население подталкивает и динамика цен. Очередной виток их роста ожидается в начале следующего года, и станет он следствием повышения тарифов на энергоресурсы.
Повышение же цен в осенние месяцы 2008 года было обусловлено, очевидно, отраслевым интересом производителей и продавцов продуктов питания, которые стремились повыше поднять ценовую планку с тем, чтобы минимизировать таким образом грядущие убытки в наиболее напряженном, по прогнозам экспертов, первом полугодии 2009 года.
"Несознательное" их поведение объясняется также тем, что в России по-прежнему продолжается процесс первоначального накопления капитала, участники которого заинтересованы, в первую очередь, в получении максимальных прибылей, полагает Тюрина. По ее словам, сегодня изменить создавшуюся ситуацию достаточно сложно, поскольку в нашей стране еще не сформированы действенные механизмы ценорегулирования, хотя и наличествует уже вполне ощутимая конкуренция в продовольственном сегменте.
Исполнительный директор Ассоциации компании розничной торговли Илья Белановский, впрочем, торговые сети из состава участников процесса повышения цен на продукты питания исключил. Как он заметил, в последние месяцы производители, действительно, продолжали поднимать цены, хотя никаких реальных оснований для этого не было. К примеру, цены на охлажденную курицу за последние месяцы увеличились еще на 25%.
И это притом, что в текущем году был собран рекордный урожай зерновых, и цены на зерно, являющееся основным кормом для птицы, до того момента пока ее не приведут в охлажденное состояние, тоже снизились. Нет предпосылок и для подъема цен в начале следующего года – предстоящее повышение тарифов здесь не должно существенно аукнуться, подчеркнул собеседник. По убеждению Белановского, публично озвученные призывы снизить цены не являются напрасными и непременно порождают необходимую реакцию различных заинтересованных структур.
С тезисом о том, что производители уже продемонстрировали оперативную реакцию на наблюдаемое сегодня снижение покупательского спроса, сокращая объемы поставок и оптимизируя их ассортимент (что подразумевает, в том числе, уменьшение числа выставленных на полке брендов), согласились оба собеседника.
Правда, добавил Белановский, в розничной торговле, прежде всего, ощущается переход определенной части покупателей к более дешевым видам товаров, причем как в магазинах-дискаунтерах, так и в супермаркетах.
Но бегства посетителей последних в первые не наблюдается. При этом, вопреки многочисленным прогнозам, продажи высококачественных дорогостоящих продуктов пока радикально не уменьшились, что, возможно, связано и с новогодним фактором, согласился исполнительный директор АКРТ.
И вообще, по его словам, нынешнее положение дел в системе розничной торговли представляется вполне стабильным. Производители бесперебойно поставляют продтовары, полки в магазинах отнюдь не пустуют, и даже цены на продукцию, при всех имеющихся к ним претензиях, не выглядят катастрофичными. А потому появившиеся в СМИ заголовки-"страшилки" вроде "Нас ждет голодный Новый год!" Белановский воспринимает скептически.
























































































