Горячее время для абитуриентов многих российских вузов: вступительные экзамены в самом разгаре. И, как обычно, огромный спрос на актерскую профессию. Например, конкурс в Школу-студию МХАТ в этом году – больше ста человек на место.
Десять часов утра. Школа-студия МХАТ. Вступительные экзамены. Абитуриентки мяукают кошками. Табаков от восторга забывает русский язык. В это же время в Щукинском театральном училище, где тоже вступительные, профессор Павел Любимцев торопится на встречу со своими будущими студентами.
"Для педагогов вступительные экзамены – это гораздо большее волнение, чем для абитуриентов. Ночи не спишь, раскладываешь этот "пасьянс". Кого наберешь, того и выпустишь",- признается Любимцев. "Я тоже волнуюсь. Сегодня в церковь ходил. Потому что не хочу ошибиться",- говорит профессор Школы-студии МХАТ Константин Райкин.
Конкурс в школу-студию МХАТ – больше ста человек на место. Тут или пан, или пропал. Даже громкая актерская фамилия не спасет, если таланта не хватает. "К сожалению, звонят руководителям курсов, если это актеры. Но у нас довольно строго. Если по каким-то причинам сын или дочь не нравится, мы не берем",- заверил Анатолий Смелянский – ректор Школы-студии МХАТ.
В театральных училищах таких абитуриентов называют "позвоночниками". За них замолвили словечко по телефону, и они поступили. Но как смотреть в глаза преподавателям? У преподавателей, признается Павел Любимцев, свои скелеты в шкафу. "Я проскочил через тур этюдов, которые всегда бывают в "Щуке". И это было мое счастье, потому что тут бы я завалился",- рассказал профессор о делах минувших.
Пока в "Щуке" проверяют возможности тела – это задание называется "ураган", у Райкина читают стихи, а в ГИТИСе – басни и прозу. "Когда остается 80 очень талантливых ребят, из которых нужно выбрать 30 – вот это самое трудное",- говорит Алексей Бородин – профессор РАТИ-ГИТИС.
"Сначала очень страшно. Они все злые. Хотят тебя завалить, хотят, чтобы ты не поступил. Но ты приходишь. Меня прямо на сцене все нервы отпускают",- признается абитуриентка РАТИ-ГИТИС Анастасия Повалишникова. На сцене что ни абитуриентка – то красавица. Но Райкин смотрит на талант. "Я очень расположен к поступающим",- говорит он.
"Если не поступлю? Поеду на археологические раскопки, смоленские курганы. Меня ждут",- говорит Наталья Качалова – абитуриентка Школы-студии МХАТ. Наталья приехала из Смоленска. Родители и друзья еще не знают, что она бросила и работу, и учебу на историческом факультете и поехала искать счастья в Москву. Сцена для них – как магнит.
Ежегодно знаменитую "Щуку" осаждают тысячи талантливых и не очень. Но только единицы через несколько лет смогут гордо сказать: "Мы тоже "щукины дети". "Я поступлю в этом году, я уверена!" – восклицает абитуриентка Щукинского театрального института Алена Ажнакина.



















































































