Биеннале современного искусства: от игрушек авангардистов до "Жизни в экстремальных условиях"

Москва становится центром современного искусства: здесь открывается биеннале, участие в которой принимают, как галереи, так и музеи, отдающие приоритет классическому искусству. Экспонаты на стендах Третьяковской галереи на Крымском Валу совершенно уникальны. Они не выставлялись ещё нигде и никогда.

В эти дни Москва становится центром современного искусства: через пару дней открывается биеннале, участие в которой принимают, как галереи, так и музеи, отдающие приоритет классическому искусству. Третьяковская галерея в рамках этого международного проекта представляет три выставки. Их появление на свет ещё на стадии монтажа – зафиксировала наша съемочная группа.

В Москве открывается 3-я Биеннале современного искусства. Выставки пройдут в центрах современного искусства "Винзавод", "Гараж", фонде культуры "Екатерина" и на других площадках. Свою программу снова представил и отдел новейших течений государственной Третьяковской галереи.

Эти экспонаты на стендах Третьяковской галереи на Крымском Валу совершенно уникальны. Они не выставлялись ещё нигде и никогда. Это детские головоломки и конструкторы из Сергиево-Посадского Музея игрушки. Созданные в начале 30-х годов, каждая в единственном экземпляре, они так и не были запущены в серийное производство. Причина идеологическая: их авторы – бывшие художники-авангардисты.

Дизайн этих игрушек удивительно напоминает композиции Родченко или Малевича. Особенно если повесить их на стену. Лабиринт "Дровокол", хотя и задуман для детей до 5 лет, оказалось не под силу пройти и кураторам выставки.

Либо люди тогда были совершенно другими, либо художник ставил перед собой прежде всего художественную задачу, невыполнимую для игрока, для ребенка.

Выставка хоть и включает работы более чем пятидесяти российских авторов, которые использовали детскую игрушку для создания художественных произведений, называется "Не игрушка!" На протяжении ХХ века неофициальное искусство стремилось вернуть творчеству его игровую природу.

"Искусство XX века пыталось разрушить иерархии высокого и низкого жанров, иерархии взрослого и детского. И надо сказать, что игрушка и была именно тем инструментом, который позволял авторам перейти в другой контекст", – поясняет куратор выставки Кирилл Светляков.

Эта экспозиция – ретроспектива легендарной выставки "Бумажное искусство", представленной ровно 25 лет назад. Само понятие впоследствии вошло в словарь отечественного искусства. Устав от государственных стандартов настоящего, молодые мастера представили тогда утопические проекты архитектуры будущего. Театр-катамаран, спектакли которого зрители могли бы смотреть прямо на набережной. Музей скульптуры в виде гигантской маскарадной маски. "Безымянная река" Александра Бродского и Ильи Уткина – колонный зал из 2001 колонны – монумент новому тысячелетию.

"Эта работа была сделана на конкурс "Жизнь в экстремальных условиях", и авторы предложили такую, если хотите, бункерную архитектуру, которая, если хотите, ложится на любой рельеф", – считает куратор этой выставки скульптор Юрий Аввакумов.

Эпохе 70-х посвящена персональная выставка Владимира Сычева, фотографа и коллекционера, активного участника неофициальной художественной жизни того времени, чья московская квартира стала центром притяжения для художников андеграунда. Около 100 черно-белых снимков – это две широко известные за границей серии: "Летопись неофициального искусства" и "Повседневная советская жизнь 1970-х".