В Москве открылась необычная выставка – представленные работы демонстрируют, как меняется изображение человека в эпоху модернизма, а художники анализируют новые стандарты красоты.

В Москве открылась необычная выставка – представленные работы демонстрируют, как меняется изображение человека в эпоху модернизма, а художники анализируют новые стандарты красоты.

Восковой Гагарин зачехлен в скафандр и подвешен к потолку в позе эмбриона. В соседнем зале – бронзовый Микки Маус со своей подружкой в позе скульптурной композиции Мухиной "Рабочий и колхозница". А поролоновые зрители в кинотеатре следят за тем, как рабочие монтируют выставку. Раскрученные персонажи поп-культуры вырвались на свободу: они – главные герои эпохи масс-медиа.

"Я нахожусь в инсталляции Сергея Шеховцова, которая называется "Кинотеатр". Он использует образы простых людей. Здесь вот есть – спящая женщина, репер. В русском искусстве были проблемы с изображением человека. Русское искусство – это все-таки лик, а не лицо, и потребовалось время, чтобы это преодолеть", – рассказывает Александра Харитонова, куратор выставки.

В начале XX века авангардисты сбросили человека с пьедестала почета. Их перестал интересовать его внутренний мир. На первый план выходит художественный образ, миф, типаж. Художник пробивается к зрителю через эксперименты и провокации.

Портрет хорошо известного генсека художника Бориса Орлова. Портрет жены художника Владимира Янкилевского. Кстати, знакомые утверждают, сходство с оригиналом очевидно. Обе эти работы – деконструкция человеческого тела. Художники анализируют новые стандарты красоты.

"Красавица должна быть загорелой, у нее должны быть правильной формы губы, грудь и, конечно, современное искусство реагирует на эту ситуацию, предъявляя нам образ современности и образ деконструированного и вновь собранного человека", – объясняет Александра Харитонова.

Бандераса и Кабалье художники Дубосарский и Виноградов вырезали из глянцевых журналов, а затем переносили на холст. Питерский художник Керим Рагимов работает с фотографиями советских звезд: семейный ансамбль "Семь Симеонов", мирное фото большой дружной музыкальной семьи Овечкиных. Но зритель видит другое – то, что произойдет вскоре – трагедию захвата самолета с множеством жертв.

"Вроде бы это такая счастливая семья, улыбающиеся дети, и за этим скрывается страшное событие", – поясняет Александра Харитонова.

В русской культуре изображение человеческого тела долгое время было табуировано и считалось греховным. За обнаженной женской натурой художникам приходилось ехать в Италию – в Академии художеств до конца XIX века позировать было разрешено только мужчинам. Сегодня в искусстве запретов нет.