Третьяковская галерея готовит новых господ оформителей: в студии ЦДХ художники-сценографы учат детей создавать театральные декорации. Вдохновение и идеи черпают этажом выше, где расположена выставка "Видение танца", посвященная балетным сезонам Сергея Дягилева.

Третьяковская галерея готовит новых господ оформителей: в студии ЦДХ художники-сценографы учат детей создавать театральные декорации. Вдохновение и идеи черпают этажом выше, где расположена выставка "Видение танца", посвященная балетным сезонам Сергея Дягилева.

Декорация к сказке "Садко" сделана руками детей. Из подручных средств делают эскизы и макеты для будущих спектаклей. Так в студии ЦДХ художники-сценографы приобщают детей к театру. Каждый раз – что-то новое, приуроченное к выставке этажом выше.

Декорации к дягилевским балетам и сейчас, спустя 100 лет, кажутся авангардными, свежими, по-детски раскрепощенными. Более пятисот экспонатов со всего света: костюмы, декорации, картины, фотографии, личные вещи танцоров, даже балетный станок Мориса Петипа и веер и пуанты Анны Павловой. Знаменитая балерина протанцевала в антрепризе Дягилева только год и стала символом русских сезонов в Париже. Выставлены и балетки, в которых танцевала другая балерина дягилевских антреприз.

"Тамара Карсавина танцевала на протяжении 20 лет. Такой вот размер ножки. Вообще она была очень красивой, и все парижские журналы хотели заполучить ее на обложку", – рассказывает Ирина Герасимова, куратор культурно-образовательной программы выставки.

На картине Серова – Ида Рубинштейн, тоже легенда Русских сезонов Парижа. Она, так поздно начавшая танцевать, была приглашена Дягилевым на роль Клеопатры.

Известно, что смелый реформатор Сергей Павлович экспериментов не боялся. Он, как никто, чувствовал время и зачастую опережал его. Костюмы из балета "Весна священная" – память об одном из самых грандиозных скандалов в Париже.

"Когда публика услышала музыку Стравинского, открылся занавес, и они увидели пятнадцать Лолит, которые начали семенить, а не исполнять па, к которым все привыкли, это вызвало ярость публики. Но Дягилев не расстроился. Он говорил: скоро эти люди поймут, что это новое искусство!" – объясняет Ирина Герасимова.

Дягилев легко расставался и с друзьями, если того требовало дело. Единомышленники по Русским сезонам, художники-модернисты Бакст и Бенуа, со временем перестали получать от него заказы. Дягилев увлекся новой художественной формой – авангардом.

Главный экспонат выставки – декорация к балету "Голубой экспресс", сделанная по эскизу самого Пабло Пикассо. Кстати, костюмы к балету сделала сама Коко Шанель.

На этом занавесе сотрудничество Дягилева и Пикассо не закончилось – эти костюмы тоже дело рук испанского художника. Кстати, спектакль "Парад", для которого они были сделаны, провалился. Но Дягилева это не смутило. Главное, сдвинуть искусство с мертвой точки, считал гениальный импресарио. Многие его задумки так и остались нереализованными. Например, балет без музыки.

"Знаете, почему оказалось невозможным поставить балет без музыки? Потому что танцоры очень сильно топают, и это разрушает образ", – поясняет куратор культурно-образовательной программы выставки.

Грандиозная юбилейная выставка, посвященная столетию Дягилевских сезонов, открыта уже месяц, но бесконечный поток людей сюда не иссякает.