Игорь Шувалов объяснил, для чего нужна приватизация

На конференции "Россия зовёт" из уст Владимира Путина прозвучало по-настоящему громкое заявление о желательности и даже необходимости для России вернуться к приватизации. Об этом корреспондент "Вестей" поговорил с первым заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым.

На конференции "Россия зовёт" из уст Владимира Путина прозвучало по-настоящему громкое заявление о желательности и даже необходимости для России вернуться к приватизации. Об этом корреспондент "Вестей" поговорил с первым заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым.

- Так получилось, что за последние несколько выпусков нашей программы у нас наши гости спорили о том, по какому пути идти – национализации или приватизации. У нас выступал Юрий Михайлович Лужков, призывал к национализации. Жириновский говорил о национализации. Зюганов говорил, понятно, о социализме. И вдруг ваше заявление о том, что все-таки нужна приватизация. Почему она нужна?

- Во-первых, надо разделять национализацию, которая осуществляется в целях, которые преследует государство от национализации, когда спасаются те или иные активы.

- Спасая компании, рабочие места, персонал?

- Абсолютно верно.

- С тем, чтобы потом все-таки вернуть?

- Есть национализация другая, которая происходила в Великобритании, других странах. Когда государство считает, что необходимо эти активы обратно вернуть в собственность государства для того, чтобы успешнее ими управлять, либо потому, что они не могут в частных руках находиться из-за необходимости предоставления постоянно дополнительных субсидий. По различным причинам. И тогда совершается вот акт национализации. Мы и с того момента, когда начался кризис, как он начал развиваться достаточно активно, мы все время подчеркивали одно и то же, что какие бы мы меры ни осуществляли, мы не считаем необходимым углубление государственного вмешательства.///Мы исходим из того, что это крайняя мера. И спасать активы, может быть, нам бы пришлось. Но только для этого должны быть абсолютно прозрачные причины. И к настоящему моменту, вы знаете, что по шести банкам, которые работают с агентством по страхованию вкладов, мы действительно провели процедуру банкротства, отзывы лицензий и так далее. А по широкому кругу должников, которые на рынке были, и нас призывали войти в капитал, предоставить дополнительный капитал этим компаниям, правительство таких действий не предпринимало. Мы считаем, что компании справляются с этой задачей самостоятельно достаточно успешно

- Это вы сейчас сказали, почему не будет национализации. А почему нужна приватизация?

- Да, приватизация нужна по двум причинам. Во-первых, в руках государства достаточно большое количество активов. У нас очень много государственных унитарных предприятий. Есть специальный закон о государственных унитарных предприятиях. Тем не менее, мы считаем, что при таком количестве ГУПов эффективно управлять активами крайне сложно. А приватизация, тем не менее, в любом случае несет дополнительный капитал. Этот дополнительный капитал, как самой корпорации, в случае, если публичное размещение акций, либо казна получает средства при продаже определенных активов. Мы исходим из того, что надо использовать оба способа. И привлечение дополнительного капитала для компаний для того, чтобы они могли финансировать определенные проекты, включая инфраструктурные. Также необходимо нам пополнять казну, и средства от приватизации как раз покрывают тот дефицит, который в бюджете образуется.

- Конкретно по "Роснефти" речь идет о каком количестве акций?

- Мы не рассматриваем в настоящий момент "Роснефть" для продажи в 2010 году.

- РЖД?

- Мы для целей финансирования отдельных программ РЖД рассматриваем привлечение денежных средств через выпуск корпоративных бумаг, облигаций и других инструментов. В настоящий момент мы не говорим о продаже акций.

- Не приватизация даже десяти процентов?

- Нет. Мы в настоящий момент работаем над программой приватизации на будущий год. Она изменилась. Мы пытаемся включить в нее значительно большее количество активов. Исходим из того, что морские, речные порты могут быть предложены к продаже, аэропорты. Там, где частные инвесторы готовы строить соответствующую инфраструктуру. В больших городах это достаточно привлекательный бизнес. Совкомфлот – это очень хорошая компания. И другие. Но это очень штучная работа. Определить список компаний, не значит успешно продать компании. Поэтому работа будет состоять из двух этапов. Сначала определить потенциально, какие компании мы можем позволить себе продать или предложить капиталу. А вторая часть работы. Когда будет у нас понимание, что инвестор существует потенциальный, он готов заплатить ту цену, которая нас устраивает, мы готовы будем тогда принимать окончательное решение о продаже.