В Москве открылась выставка, посвященная российско-сербской истории начала XX века, а точнее югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу, который был очень близок России. Его завещанием было – "Храните Югославию". Югославию не сберегли, но дружбу с Россией не растеряли.

В Москве открылась выставка, посвященная российско-сербской истории начала XX века, а точнее югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу, который был очень близок России. Его завещанием было – "Храните Югославию". Югославию не сберегли, но дружбу с Россией, как говорят на выставке сами сербы, не растеряли.

"Помогая русским, поможем себе", – это сербский плакат 1921 года. На нем есть и разоренная гражданской войной Россия, и великий русский исход, и вот сербский король Александр I Карагеоргиевич ведет свой народ на помощь братьям славянам. Это не просто верноподданический пример художника – так было на самом деле.

Именно он, король Александр, стал тем человеком, который когда-то личным приказом дал приют более чем 40 тысячам русских в своей стране. "Конечно, выставка будет многим интересна, потому что я не уверен, что в России широко известно, какую роль сыграл король Александр в судьбе русской эмиграции, и какую важную роль русская эмиграция сыграла в общественной, культурной и научной жизни Сербии", – отмечает член Совета короны фонда "Королевский двор" Драгомир Ацович.

На одном из фото – будущий король совсем юный, с гвардейцами, вскоре он уедет в Петербург. Он ведь – родственник Романовых, крестник Александра III, учился в Пажеском корпусе в Петербурге, в годы балканских войн и Первой мировой командует Сербской армией. Причем как командует – не в тылу, как королю положено, а на линии фронта, на коне, среди своих солдат.

Он никогда не забудет, кому маленькая Сербия обязана существованием. Не забудет, что в 14-м году именно Россия первая пришла на помощь его народу. И в 20-м – первым придет на помощь Русской армии, когда она, растерзанная войной и проданная бывшими союзниками, оказалась волею судеб в Константинополе.

"Союзники из Антанты решили, что Русская армия не должна существовать, ее большую часть тогда приняла Сербия", – рассказывает профессор Белградского университета Мирослав Йованович.

Сорок с лишним тысяч русских – военных и гражданских – нашли приют в Сербии. В стране открывались русские школы, гимназии, русский кадетский корпус. Проходили выставки русских художников, собрания писателей. Александр уделял внимание и жизни русской зарубежной церкви. Сохранились фотографии тех лет вместе главой зарубежников митрополитом Антонием. Благодаря королю, русские эмигранты смогли построить в Белграде храм Святой Троицы, где позднее захоронили прах командующего добровольческой армией барона Врангеля.

Естественно, эмигранты были признательны всем сербам, но в, первую очередь, конечно же, королю Александру, потому что очень многое им тут напоминало Россию – православный самодержец многонациональной страны – королевства Сербов, хорватов и словенцев.

Александру писали благодарственные письма. Есть, например, – от простых русских жителей города Новый сад и от писателя Ивана Бунина. Но это было время небывалого сотрудничества сербов и русских. Из 40 тысяч эмигрантов 15% имели высшее образование, 60 -среднее. На Балканах же половина население были неграмотные. И русские стали мотором культурной и экономической жизни в Сербии.

Сегодня Белград выглядел бы совсем по другому, если бы не русские инженеры и строители.

"Он создал все условия для жизни людей, – добавляет директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Москвин. – Офицеры могли служить в армии без потери чина, врачи работали, учителей более половины в то время в Сербии были русскими".

Директор архива Югославии Миладин Милошевич продолжает: "Есть документы в архивах министерства градостроительства – все известные крупные здания в Белграде между двумя войнами были построены русскими".

Король Александр был убит 9 октября 34-го года в Марселе хорватскими националистами, за которыми стояла немецкая разведка. Это была трагедия и для сербов, и для русских эмигрантов. В 36-м в китайском Харбине, в тысячах километрах от Сербии, русские поставят часовню-памятник в честь царей великомучеников Николая II и Александра I Карагеоргиевича.

Выставка в Москве – это документальное подтверждение тому, что славянские православные народы гораздо ближе, чем сегодня кажется некоторым. И об этом не стоит забывать. Как и о том, кому большая Россия обязана спасением своего культурного и духовного наследия.