Этот тот редкий музей, где можно все трогать и на все садиться. Посетители медлят в нерешительности: ведь кресло самого Александра I! Директор Музея мебели подбадривает: не бойтесь, мы же реставраторы, сломаете – восстановим.
"Мне очень часто задают вопрос, это сколько нужно иметь денег, чтобы собрать такую мебель и создать такой музей? Я вот хочу вам на примере показать, что денег, в общем, не очень много надо. Вот перед вами кресла – одно кресло до реставрации, другое после реставрации. Вот к нам приходят пожилые люди и говорят, или молодые: от наших бабушек-дедушек осталась какая-то рухлядь в темной комнате. Нам просто говорят: ради Бога, заберите, просто жалко выбрасывать", – рассказывает основатель и директор Музея мебели, реставратор Валентин Смирнов.
Валентин Смирнов – реставратор в третьем поколении. 20 лет назад основал фирму "Смирвальд". Мебель восстанавливали для всех ведущих музеев Москвы – Исторического, усадьбы Коломенское и Кусково. Собирали и свою коллекцию. А в 1999 году создали музей. 11 залов, более 200 экспонатов – кресла и шифоньеры, будуары, сундуки, тумбы, усадебная мебель с XVII по XIX век. Собрание продолжает пополняться. Недавно на блошином рынке купили стереоскоп.
"Ну, это прообраз тех современных аппаратов, которые показывают диафильмы. Два вала, на которых в определенные ячейки вставляются фотографии старые. Человек подходит, смотрит в глазки, регулируется резкость и вот происходит процесс показа так называемого фильма", – объясняет Валентин Смирнов.
Кресло Александра I – символ Музея мебели. По пути в Москву на свою коронацию Александр I пожелал остановиться у одного помещика. Тот заказал своему плотнику за три дня изготовить царское кресло – с двуглавым орлом. В любом другом случае помещать имперскую атрибутику на простой ме6ели считалось неслыханной дерзостью. Столяры так торопились, что наложили очень большой слой лака. Так что, когда Александр I приехал, он сел в это кресло и как бы приклеился.
Такой шкаф называют "монашка" – за аскетичность декора и компактность. Выдвижная доска-стол, нижние ящики для постельного белья. "Однажды наш российский купец побывал за границей. Приехал к себе домой и поспорил со своим знакомым, что вот мой Иван – краснодеревщик или плотник – может повторить такой шкаф. Рисунок он заблаговременно сделал. Вызвал Ивана. Говорит: так и так, если сделаешь за месяц, я тебе дам вольную. И он сделал это", – рассказывает директор музея.
Секретер свое название получил от потайных ящичков – в них часто хранили любовные послания. В этом шкафчике секретов пять. Найти их должны сами посетители.
Во, вытаскивай! Да, нашла! Дальше рукой ищите. Вот!
А это прообраз сейфа – полковая касса времен войны 1812 года. Даже с сигнализацией.
Именно из этой кассы офицерам выдавалось жалование. Доступ к ней имел только специально назначенный хранитель.
"Вот если читаешь русскую классическую литературу, там часто можно встретить: офицер кончил жизнь самоубийством. Почему? Растратил деньги из полковой кассы. Он имел доступ, знал все секреты – открывал и брал деньги, чаще всего на картежную игру или на женщин", – говорит старший научный сотрудник Государственного Исторического музея Надежда Полунина.
Мастерских, где учат делать и восстанавливать изящную мебель, в России единицы. "Я сожалею, – делится Валентин Смирнов, – что искусство столярной резьбы сегодня почти утрачено". Поэтому в следующем году Музей мебели откроет свою школу реставрации.