Тема:

Сериал "Исаев" 11 лет назад

Откуда взялся Штирлиц. Фильм-бомба на телеканале "Россия"

Разведчик Исаев в воскресенье, 11 октября, появится в одноименной телесаге на канале "Россия". Это не сериал, но фильм. Не бондиана, но интеллектуальный детектив
Литературный и киногерой, один из самых популярных в нашей стране, возвращается к зрителю помолодевшим. На канале "Россия" - премьера многосерийного фильма "Исаев" о юности Штирлица.
Даниил Страхов, чтобы не отвлекаться от роли, на два года отказался от всех предложений. Режиссера Сергея Урсуляка, конечно, смущал его груз слишком уж популярного сериального актера. Но ожидания Страхов смог оправдать: он мастерски вжился в образ.
Разведчик Исаев в воскресенье, 11 октября, появится в одноименной телесаге на канале "Россия". Это не сериал, но фильм. Не бондиана, но интеллектуальный детектив
Литературный и киногерой, один из самых популярных в нашей стране, возвращается к зрителю помолодевшим. На канале "Россия" - премьера многосерийного фильма "Исаев" о юности Штирлица.
Даниил Страхов, чтобы не отвлекаться от роли, на два года отказался от всех предложений. Режиссера Сергея Урсуляка, конечно, смущал его груз слишком уж популярного сериального актера. Но ожидания Страхов смог оправдать: он мастерски вжился в образ.

Телеканал "Россия" готовится к большой, многообещающей премьере. Многосерийный художественный фильм "Исаев" - о молодых годах легендарного литературного героя, разведчика Всеволода Владимирова. Это потом он станет известен как Максим Максимыч Исаев и Макс Отто фон Штирлиц. Это не продолжение знаменитых "Семнадцати мгновений весны". Это начало. Первые серии – на  телеканале "Россия"  в воскресенье, 11 октября, в 21:30.

Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт  и режиссер Сергей Урсуляк - команда, которая подарила зрителям незабываемую "Ликвидацию". О самом настоящем, о человеческих судьбах, о революциях, пороках и главное, о щемящем душу патриотизме. И этот фильм - "Исаев".

"Это кино про молодые годы Всеволода Владимирова, который стал Максимом Исаевым, а впоследствии Штирлицем. Это первый роман Юлиана Семенова, в котором действует Исаев, "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и второй роман "Пароль не нужен", который является продолжением первой части. Есть еще маленькая повесть "Нежность". Все они были включены в экранизацию. Всего получилось восемь серий по первой части романа, восемь по второй и повести. Заканчивая эту картину, я вдруг понял, какое это было счастье - снимать кино и как мне хочется этого еще", - отметил Урсуляк.

Изначально фильм планировали снимать семь съемочных месяцев, но для воссоздания исторической подлинности тех лет понадобилось еще полгода, 600 образцов гражданской одежды, полтысячи удостоверений 20-30-х, газет, банкнот, афиш. Только для главного героя Максима Исаева (его сыграл Даниил Страхов) собрали 12 оригинальных костюмов и даже арендовали на "Мосфильме" два легендарных ретро-автомобиля - ленинский Rolls-Royce и Russo-Balt, чтобы кино получилось настоящим.

Группа объездила практически всю страну. Только на ярославских улицах удалось отыскать неповторимый колорит Москвы 20-х годов... Это стоило и денег, и времени. Но на "Исаева" не жалели ни того, ни другого: это, пожалуй, самый дорогой и многообещающий проект телеканала "Россия". И только по формальному признаку - сериал. Снимали полнометражный художественный фильм.

"В сценарии написано, что действие происходит в Таллине, то есть лучше снимать в Таллинне, а не в Подмосковье. У меня были такие возможности финансовые, слава Богу, и поэтому мы позволили себе поехать туда, - рассказывает режиссер Сергей Урсуляк. - Мы не добрались до Владивостока, который тоже есть по сценарию. Но вместо него у нас был Севастополь, "загримированный" под Владивосток".

Всё старались снимать на натуре. Пришлось разбудить и сонный Таллинн. Закрасить приметы современности. В кадре должна быть та самая буржуазная и недружественная нам Эстония образца 1921 года. Но фильм - не про советскую и не про антисоветскую власть. Это история молодого разведчика, который оказался между двух воюющих сторон.

"Он просто не так "застроен" своими бедами и проблемами, которые читаются в глазах бесконечно талантливого Вячеслава Васильевича Тихонова, - поясняет Даниил Страхов. - Он - еще мальчишка, он еще может ошибаться, он еще только влюбляется на глазах у зрителей".

Но даже в голосе молодого Исаева уже заметны стальные нотки, а в делах и поступках - непоколебимая уверенность будущего великого разведчика. И хотя режиссер и исполнитель главной роли говорят, что не надо сравнивать их Исаева и Штирлица из "Семнадцати мгновений", оба признаются: всё равно пришлось отталкиваться от того образа.

"Образ Исаева, конечно, сроднился с образом Вячеслава Васильевича Тихонова, - констатирует Сергей Урсуляк. - Конечно же, в чем-то главном, я думаю, что мы шли от этого образа. Мы не пытались подражать ему. Но в выборе актера и в манере игры Даниила Страхова, конечно же, мне приходилось это учитывать".

И, наверное, поэтому в "Исаеве" - предостаточно отсылок к тому, лиозновскому фильму, ведь, по сути, это одна и та же история - самое ее начало. И вполне возможно, что скоро подобное бессмертному - "Штирлиц, а вас я попрошу остаться!" - дополнит какая-нибудь фраза из "Исаева".

"Там есть настоящее. Вот из-за этого нужно обязательно смотреть это кино, - говорит исполнитель роли графа Воронцова в фильме "Исаев", заслуженный артист России Михаил Пореченков. - Мне кажется, что там есть душа. А это так редко попадается в нынешнем кинематографе".

У Михаила Пореченкова роль неглавная, но что может быть главнее судьбы несломленного русского офицера, графа Воронцова, чьи ценности, поступки - это движущая сила картины.

Телесага, исторический боевик, детективно-романтическая драма - в этой картине Сергея Урсуляка, снявшего уже ставшую народной "Ликвидацию", отразились не только характеры того времени.

Кому-то может показаться, что телесериал "Исаев" - это попытка Сергея Урсуляка заглянуть "за подкладку" другого грандиозного сериала "Семнадцать мгновений весны", но, похоже, получилось совершенно самостоятельное кино, с самодостаточным, и как оказалось, непохожим ни на кого актером Даниилом Страховым и его собственным, изящно вылепленным, но только очень молодым Максимом Максимовичем Исаевым.

"Пытаться скопировать его органику было бы просто глупостью, - рассуждает Даниил Страхов. – Это невозможно было сделать. У меня - своя органика, свой темперамент, свое, надеюсь, обаяние".

Никто и не сомневался, что выбор Страхова на роль молодого Штирлица – это, пожалуй, выбор лица картины. Кстати, лиц звездных, узнаваемых, в "Исаеве" много. К примеру, исполнитель роли Марейкиса в фильме "Исаев" - Андрей Мерзликин. "Впервые в жизни мне пришлось делать такое - протыкать стеклом самому себе горло, - рассказывает он. – То есть зрителя ждет очень хороший такой киноэффект".

Вот и Ксения Раппопорт - в каком-то совершенно особенном для себя амплуа ресторанной певицы, но - как и всегда - бесконечно естественная и необычайно женственная, сыграла она на одном дыхании. "Когда я прочитала сценарий, мне показалось, что он и моя героиня - без какого-то конца, и я сказала об этом Урсуляку. Хорошо, сказал он, мы ее убьем, и ее убили, бедную", - рассказала актриса.

По признанию Урсуляка, "Исаев" для него картина просветительская - в первую очередь, для подрастающего поколения. Музыка Микаэла Таривердиева, стихи Марины Цветаевой и многое другое "наше все", но немного позабытое. "Надо, чтобы ее посмотрели много людей, и чтобы это в них нашло какой-то отклик", - отмечает Сергей Урсуляк.

Этот фильм построен на жизненной истории, человеческой страсти, любви и ненависти, как и любой другой, но, пожалуй, для такого жанра как сериал "Исаев" получился уж больно глубоким. 16 серий, которые до конца не видел и сам режиссер Сергей Урсуляк. Но он все же надеется, что посмотрит свой фильм от начала до конца уже со зрителями  телеканала "Россия".

Даниил Страхов добавил: "Я получил огромное наслаждение от материала, от партнеров, от режиссера, от операторской группы и от возможности в наше бурное искусительное время в течение года заниматься только одним. Это большой кайф для артиста, которого разрывают на проекты".

Ведь очевидно, "Исаеву" в любом случае придется тягаться со Штирлицем. В первую очередь, в восприятии зрителя. Человек-легенда возвращается: он помолодел, ему немногим за двадцать. И эта шестнадцатисерийная телесага по романам Юлиана Семенова под музыку Таривердиева, определенно, дополнит и разукрасит образ того, всем известного Отто фон Штирлица. История юного, но уже дерзкого Максима Исаева, чекиста-нелегала в тылу белых - это исторический детектив. И в тоже время – драма.

"Это очень сложный материал, очень сложный момент, когда ты замахиваешься на любое соприкосновение с фильмом "Семнадцать мгновений весны", - признаётся Андрей Мерзликин, исполнитель роли Марейкиса.

"Это будет, как мы говорим, бомба. Ну, это обязательно, это - бомба. Эту картину нужно смотреть, нужно слышать, нужно видеть, нужно понимать. Потому что это тонкая, очень серьезная и прекрасная работа", - убеждён Михаил Пореченков.