"Чёрный список" Ростехнадзора: обнародованы фамилии тех, кто мог быть причастен к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

Читать Вести в MAX
Правительственная комиссия обнародовала акт технического расследования причин катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Названы фамилии тех, кто прямо или косвенно мог быть причастен к тому, что случилось.

Правительственная комиссия обнародовала акт технического расследования причин катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Названы фамилии тех, кто прямо или косвенно причастен к тому, что случилось. Однако пока только бывший глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс заявил, что готов нести ответственность за все произошедшее.

Это был не гидроудар и не теракт. Это просто должно было случиться. Если не сейчас, то возможно через год. Таков один из главных выводов правительственной комиссии. И дело здесь не в усталости металла, заявил глава Ростехнадзора Николай Кутьин.

"Авария произошла не потому, что какие-то шпильки устали, а потому, что их довели до этой усталости. Вот в чем вопрос", - сказал Кутьин.

Как можно было довести до усталости оборудование крупнейшей гидроэлектростанции страны? Почему раньше никто не догадался о том, что защита должна быть автономной? Кто виноват, и сколько средств понадобиться для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС? Именно эти задачи поставил в день трагедии (еще 17 августа) перед правительством президент Дмитрий Медведев.

"Создана правительственная комиссия. Надеюсь, в ближайшее время сформулирует и свои выводы, и рекомендации, которые связаны с предотвращением подобных инцидентов в будущем, а также с необходимостью обеспечить должное энергоснабжение крупных потребителей и население в этом регионе", - заявил тогда Медведев.

Этому трагическому событию предшествовали годы, если не десятилетия. Первый ток отсюда пошел в 1978. Через год торжественно запущен печально известный второй гидроагрегат. А еще через год зафиксированы пусть несильные, но неполадки, вибрация. С годами она возрастала. Но, несмотря на это, в 2000 РАО "ЕЭС" подписывает акт приемки станции. Под документом стоит подпись Анатолия Чубайса. Чтобы не быть голословным, оригинал демонстрирует журналистам глава Ростехнадзора Николай Кутьин.

"Второй гидроагрегат был поставлен в 1979 году. Приемка в эксплуатацию в 2000 году. 21 год никто не принимал станцию в эксплуатацию. При этом в 2000 году в самом акте мы читаем, что только частично устранены. Работы по повышению надежности отдельных узлов гидроагрегатов продолжаются и в настоящее время. В частности по ликвидации трещин на рабочих лопастях рабочих колес турбин. Трещины образовывались лавинообразно, как говорят специалисты. В акте пишется - требуется замена турбин. Это акт приемки. То есть мы принимаем в эксплуатацию оборудование, в котором пишем, что требуется его замена", - поясняет Кутьин.

Чубайс уже отреагировал на эти заявления. Он согласен с выводами Ростехнадзора и готов отвечать за все, что происходило при нем в электроэнергетике. Однако в заключительном разделе комиссии есть и другие фамилии тех, кто несет ответственность за катастрофу. Вторым номером числиться Анатолий Дьяков. Именно он тогда возглавлял приемную комиссию. За ним - нынешний заместитель министра энергетики Вячеслав Синюгин. Он, в свою очередь, вывел из штата ГЭС ремонтный персонал, создав тем самым так называемую "здоровую конкуренцию". Упоминается и бывший главный инженер станции Валентин Стафиевский, ныне управляющий директор, руководитель дивизиона "Юг" "РусГидро". Странно, что он так и не смог дать журналистам внятного объяснения по поводу причин аварии.

"Причина в том, что вода под напором попала в зал через поврежденный узел. Как это могло случиться, не знает никто", - говорит Стафиевский.

В список попали генеральный директор ТГК-1, бывший технический директор РАО "ЕЭС” Борис Вайнзихер, а так же экс-министр энергетики Игорь Юсуфов. И это далеко не весь перечень возможных виновников катастрофы.

Также в результате расследования выяснилось, что аварии на Саяно-Шушенской за сутки до этого предшествовал пожар на Братской ГЭС. Именно эти две станции регулировали энергомощность Сибири. На Братской 80%, на Саянской 20% нагрузки. Но во время пожара, оператор в Кемерове теряет связь с Братской ГЭС и дает команду Саянской поднять мощность. Диспетчер на станции выполняет приказ, и задействует второй гидроагрегат, что называется, по полной. Это оказалось роковой ошибкой.