У космонавтов "Союзов" всегда есть шанс на спасение

Читать Вести в MAX
Экипаж космического корабля "Союз ТМА-16", которому предстоит осенью отправиться на орбиту, готовится к полету. Тренируются не только космонавты, но и те, кто при возникновении нештатной ситуации может дать экипажу шанс на спасение.

Экипаж космического корабля "Союз ТМА-16", которому предстоит осенью отправиться на орбиту, готовится к полету. Тренируются не только космонавты, но и те, кто при возникновении нештатной ситуации может дать экипажу шанс на спасение.

Свою работу они скромно называют штатной. Два часа без перерыва: руки – на пульте, глаза – в напряжении, четыре красные кнопки, четыре камеры наблюдения. Они тренируются постоянно. Будущий экипаж еще только готовится к полету, а те, кто при необходимости отведет беду, уже готовы. В двух закрытых комнатах за два часа до старта заступают на дежурство отстреливающие САС – Систему аварийного спасения космонавтов.

До пуска – 120 минут. По легенде учений, сейчас космонавты – в космическом корабле. Ракета заправлена. Готовность к старту – номер один. В это время экипаж, словно на пороховой бочке под ними, – 300 тонн топлива. Малейшая неисправность, и спасти космонавтов могут только три человека – стреляющий у перископа и дежурные на кнопках пуска САС.

Подробнее рассказывает Александр Зюзин – начальник группы САС: "Сначала не бывает этого мандража, но ближе к пуску, за полчаса, 15 минут, во-первых, усталость накапливается – 2 часа в одном положении: ему запрещается вставать, читать, курить. Он находится в одном состоянии".

Российская многоступенчатая аварийная система готова спасти космонавтов в любой момент полета. На американских "челноках" такой системы нет. При аварии шаттл должен приземлиться на запасном аэродроме. Но если на старте взрываются топливные баки, трагедии не избежать. Так случилось с "Челленджером" в 1986 году в небе над Флоридой.

У "Союзов" – самая надежная система спасения, единственная во всем мире на самом опасном участке – от старта до 113-й секунды полета. "Команда на спасение будет выдана лишь в том случае, если два оператора нажали одновременно", – поясняет Александр Зюзин.

С момента возникновения опасности до нажатия кнопки – не больше секунды. Система включает двигатели и САС буквально выдергивает капсулу с экипажем из горящей ракеты. "Самый важный момент – это время проведения работ на старте и сам пуск. Вот для этого, для этих 113 секунд пока ракета находится в полете, вся эта подготовка", – отмечает заместитель начальника Комплекса эксплуатации телесвязи ФГУП ЦЭНКИ КОМ Андрей Комаров.

Настоящую проверку САС прошла осенью 1983 года. В узкий глаз перископа стреляющий Алексей Шумилин заметил короткую вспышку. Казалось, готовая к пуску ракета с космонавтами на борту, обречена на гибель. Команда на отстрел САС – две секунды. Тогда, будто кто-то вырвал корабль с Титовым и Стрекаловым из бушующего пламени. "Как маленького щенка, который упал в речку, и вдруг его хватает сильная рука и оттуда вырывает, вот то же самое и произошло с нами. Нас схватила эта "рука", вытащила из этого пекла", – вспоминает Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Титов.

Систему аварийного спасения переделывали дважды: после 1966 года, когда автоматический отстрел САС спровоцировал пожар ракеты (тогда конструкторы назвали это настоящим испытанием системы – космический корабль был спасен) и после аварии 83-го. Двигательная установка системы аварийного спасения космонавтов образца 1983 года. Она так и осталась лежать в степи после своего последнего испытания. А после 1986 года это уже исторический облик ДУ САС – его тогда доработали и усовершенствовали.

Напряжение на пределе. Самый сложный этап работы – стыковка САС с ракетой. Без резких движений. Переговоры только шепотом, еще бы – 4 тонны пороха. Ее хорошо видно на головном обтекателе ракеты. Двигательная установка системы аварийного спасения – яркое отличие пилотируемого корабля. Если носитель наклонится больше семи градусов, если вдруг загорится, или в космическом корабле нарушится герметичность, оператор нажмет спасительную кнопку.

Как у настоящих космонавтов у расчета САС тоже есть дублеры, готовые заменить основной состав. Команда к действию, как правило, слово – название города или реки, русские имена приятнее на слух и роднее. Но никто не желает услышать ни названий рек, ни городов на реальном пуске. Пусть все будет штатно. Так считает и Андрей Комаров: "Пусть мы будем сидеть на каждом пуске и не будем нажимать на эти кнопки. Это самая главная задача".