В Черногории 29 марта пройдут досрочные парламентские выборы. Фаворитом считается Демократическая партия социалистов – она бессменно правит Черногорией 18 лет. Впрочем, оппозицию также не стоит сбрасывать со счетов. Чего ждать жителям страны после голосования.

В этом ресторане обедают очень многие чиновники черногорского правительства и депутаты. Так что разговоров о политике предостаточно. Главная тема накануне парламентских выборов: вступление республики в Евросоюз. Все партии обещают, что Монтенегро войдёт в европейскую семью уже в следующем году. Вот официанты и гадают – станет ли от этого больше щедрых заграничных клиентов.

"У нас сейчас достаточно туристов обедает: и из Европы, и из России, и из Сербии. Хотя, сербов мы всё-таки по-прежнему считаем не иностранцами, а своими. А если Черногория станет членом Евросоюза, у нас, скорее всего, будет больше гостей. И мы с оптимизмом ждём, что из стран Европы сюда поедет больше серьёзных людей", – говорит управляющий рестораном Саша Рогошич.

И хотя в рекламе об этом никто не говорит, новому парламенту придётся решать вопрос о членстве Черногории в НАТО. Демократическая партия социалистов, которая в предыдущей скупщине составляла большинство, и не скрывает: в случае её победы вслед за Евросоюзом будет Североатлантический альянс.

"Наша стратегическая цель – как можно скорее войти в Европейский Союз и НАТО. Но это не цель ради цели. Это дорога к лучшей жизни. НАТО для нас – это не только оборонная структура. Это более высокая степень интеграции в Европу. Опять же, статус члена НАТО позволяет рассчитывать на больший объём иностранных вложений. Ведь в Черногорию инвестирует не только Россия, но и Великобритания, Германия, Венгрия, другие страны", – заявляет представитель коалиции "Европейская Черногория" Миодраг Вукович.

Иностранные вложения – основа процветания Монтенегро. За 7 лет страна с населением 650 тысяч человек получила из-за границы почти 2 с половиной миллиарда евро – рекорд в Европе по числу инвестиций на одного жителя. Дальше будет больше, обещает проправительственная "Европейская Черногория".

Правящая коалиция Черногории, обещая гражданам новое качество жизни, главным слоганом кампании выбрала "сигурно". У этого слова много значений. Например, в избирательном штабе его переводят как "однозначно". Только вот черногорцы чаще произносят "сигурно", когда заранее знают, что смогут выполнить обещанное с вероятностью 50/50.

Помешать выполнить все обещания может разве что сербская оппозиция. Она, по данным социологических опросов, претендует, как минимум, на треть голосов. Именно черногорские сербы спровоцировали эти досрочные выборы в парламент. В октябре 2008, когда правительство Черногории признало независимость Косово, депутаты-сербы вышли из состава Скупщины и парализовали её работу.

"То, что некоторые депутаты покинули парламент, я считаю не очень мудрым политическим ходом. Ведь парламент как раз и существует, чтобы там добиваться своих прав. Депутатов выбирают, чтобы они представляли интересы граждан", – отметил президент Черногории Филипп Вуянович.

Сторонники президента Вуяновича и премьера Джукановича объясняют, ничего страшного в признании Черногорией Косово нет. Край уже 10 лет фактически не зависит от Сербии. А у республики с ним достаточно протяжённая граница – 79 километров. К тому же Косово признают соседи Черногории Хорватия, которая входит в Евросоюз, и Албания. Впрочем, в случае победы на выборах сербской партии, её лидер Андриа Мандич по пути в подвал обещает отменить решение по Косово. Объясняет, оппозиция в Черногории далеко не в подполье – просто так уж устроен предвыборный штаб. Здесь, кстати, тоже обсуждают выгоды от вступления Черногории в Евросоюз.

"Мы должны войти в Европейский союз. Но в отличие от нынешней партии власти, мы не хотим видеть Черногорию в НАТО. Этот военный союз сейчас очевидно направлен против России. Но Черногории это невыгодно, поскольку россияне сегодня – основные зарубежные инвесторы, да и просто друзья черногорцев. Это хоть и единственная, но очень важная причина, почему я не вижу Черногорию в НАТО", – говорит лидер партии "Новая сербская демократия" Андриа Мандич.

Вопросы НАТО, а также отношений с Россией политики Черногории стараются обходить – по крайней мере, в агитации перед согражданами. Все понимают, ежегодно в Монтенегро приезжает до 120 тысяч российских туристов, а каждый шестой евро, вложенный в экономику страны – из России. Всё, что обещают газеты и рекламные плакаты, причём любой партии – это европейские стандарты жизни для черногорцев. Вот и управляющий Саша – так дипломатичен, будто сам участвует в выборах, – "мы любим русских, мы любим Россию, но живём-то мы в Европе".