Про Сингапур британский премьер Маргарет Тэтчер сказала, что когда-то он учился у Лондона, а теперь Лондон может учиться у него. Сегодня Сингапур демонстрирует чудеса антикризисного выживания.
Сингапур – это всего-то 700 гектаров земли, 4,5 миллиона человек, из которых 55 тысяч миллионеров. Прямо-таки жизнь в розовом цвете, как местный фирменный напиток. Вроде бы и с английским названием "коктейль", но из местных ингредиентов. Правда, вкусить эту сладкую жизнь сами сингапурцы смогли не сразу. Теперь это островок глобализации, а раньше – не самая яркая жемчужина Британской колониальной империи.
Игра в крикет – английская традиция, которая живет здесь с начала XIX века. И если раньше в него могли играть только европейцы, теперь играют и сингапурские бизнесмены. Статус обладателя клубной карты – лучшая рекомендация для вхождения в деловые круги.
Свой успех сингапурцы объясняют не одной только экономикой. Официальный лозунг страны: "Мы – новая Азия". Итак, сингапурский рецепт успеха номер один: единство всех разноликих малайцев, китайцев и индусов.
"Мы создали свою, сингапурскую модель, где прирост экономики – это не только сама экономика, – объясняет Ли Сянь Лун, премьер-министр республики Сингапур. – В центре – человек, "умный работник", знающий, как эффективно работать, анализировать и решать проблемы. Это стало новым шагом в развитии страны после азиатского финансового кризиса 1998 года. В новый кризис мы вошли другими".
Премьер подчеркивает это свое "мы": на Сингапур работают все, и сам Сингапур работает на всех.
"Дело в том, что наши зарплаты и дополнительные бонусы, в том числе и членов правительства, напрямую зависят от темпов роста ВВП. Год от года ситуация разная. В кризисный год рост может быть нулевым, значит, и бонус будет тоже равен нулю. В текущем году, по моим ощущениям, как раз так и будет. Поэтому решение "затянуть пояса" для нас не было демонстративным жестом. Скорее, следствием работы всей системы", – говорит Ли Сянь Лун.
А рядом с южно-китайской пагодой выросло современное высотное здание, как символ 175 миллиардов долларов, которые Сингапур скопил в своем стабилизационном фонде. Но в долларах США Сингапур считает только для внешнего мира, а у себя в стране считает в своих, сингапурских долларах. Собирается и дальше в них считать, даже теперь, когда в Азии американский доллар все больше теснит китайский юань. Сингапур не жалет плясать под американскую или китайскую скрипочку.
- К моменту начала кризиса часть своих фондов вы хранили именно в американских банках. Часть из них обанкротилась. Стало ли это сигналом к пересмотру резервной политики? Ведь результатом стало падение индекса сингапурской биржи более чем в 2 раза.
- Строго говоря, наш индекс "Стрейт Таймс" просел из-за того, что просели индексы во всех остальных странах. Это глобальная проблема. Мы размещали свои фонды не только в США, а по всему миру. Диверсификация нас оберегла. Но с началом кризиса деньги стали уходить со всех площадок мира, в том числе из Сингапура.
- Господин премьер-министр, как отразился экономический кризис на политической системе страны? На той полуторапартийности, о которой так часто говорят:
- Во-первых, я бы не стал называть парламентскую систему Сингапура полуторапартийной. В выборах у нас участвует много партий. Другой вопрос, что доминирует одна – Партия Народного действия. С точки зрения общей философии, государство активный игрок, который контролирует общие условия работы нашей экономики, создает правила игры. Бизнес наполняет его инвестициями. С этой точки зрения, наше правительство обладает железной рукой, но рукой, которая незаметно помогает бизнесу. Сам бизнес тоже ответственен не только перед своими акционерами, но и перед всем обществом и теми людьми, которые работают в той или иной компании. Это и дает каждому ощутить себя сингапурцем.
Сингапурцы упрямо полировали свою систему, которая в кризис позволила из запасных 175 миллиардов "раскупорить" только два. Всё остальное компенсирует сама экономика.
Новая экономика, которая давно уже перестала зависеть от одной отрасли, каковой раньше был транзит на "южном морском пути". Но после прошлого кризиса Сингапур разнообразил свою экономику. И вот Сингапур, лишенный нефти, стал лидером в деле по очистке нефти, глобальным лидером в нанотехнологиях. Глобальный кризис – это и глобальное обновление, и новые возможности.
У правительства Сингапура – железная рука

Про Сингапур британский премьер Маргарет Тэтчер сказала, что когда-то он учился у Лондона, а теперь Лондон может учиться у него. Сегодня Сингапур демонстрирует чудеса антикризисного выживания.








































































