Майор Вихрь спасал Краков не по кино

В Москве впору не организацию "Архитектурный надзор" создавать, а привлекать майоров Вихрей. Древний Краков в годы Второй мировой войны обязан своим спасением советским разведчикам.

В Москве впору не организацию "Архитектурный надзор" создавать, а привлекать майоров Вихрей. Древний Краков в годы Второй мировой войны обязан своим спасением советским разведчикам.

Евгений Березняк принимает поздравления. Ему – 95. Легендарный разведчик. На самом деле – капитан Голос. Майора Вихря уже после войны придумал Юлиан Семенов, по книге которого потом вышел знаменитый и одноименный фильм.

В далеком 1944-м Евгений Степанович в составе группы из трех человек заброшен в тыл врага. Но блестящая операция, как ни парадоксально, началась с провала – капитана обнаружил патруль.

"Жандармы меня подняли, схватили мой рюкзак. Раскрыли его. Завели меня на какую-то повозку. Бросили в повозку и отвезли в участок жандармерии. С этого все и началось", – вспоминает Евгений Березняк.

Выдавать легенду, когда в твоей сумке деньги и целый арсенал боеприпасов, бессмысленно. Евгений Степанович, оказавшись в гестапо, решил мужественно молчать.

"Первый допрос я выдержал. С трудом. На втором допросе – генеральном – я почувствовал, что третий допрос может не состояться вообще, потому что я терял уже здравый смысл", – рассказывает легендарный разведчик.

Его должны были уже расстрелять. И он заговорил, на ходу придумывая новую версию. Да, он советский диверсант, его задача – встретиться с группой на краковском рынке.

"Ко мне должен подойти мужчина средних лет в такой-то одежде. Назвать такой-то пароль: "Давно ли вы с Киева?" Примерно так, если я по памяти сейчас не ошибаюсь", – сказал Евгений Березняк.

Несмотря на возраст, Березняк даже сегодня демонстрирует блестящую память разведчика. Правда, в киноверсии пароль – про сапожную ваксу. Но, это не важно. Майор Вихрь на рынке в качестве наживки в сопровождении переодетых людей из гестапо и знаменитая сцена – побег от конвоя.

"Рванулся быстро, и сразу меня толпа смела, – вспоминает разведчик. – Я уже не бежал сам – меня буквально несли".

И уже потом – подпольная работа в Кракове. Евгений Степанович до сих пор спорит с фильмом, как он добывал деньги для борьбы. Таких простецких налетов на кафе в центре города, как в кино, конечно, не было.

"Разве мог допускать руководитель разведки такую глупость?! Мы у немцев брали деньги! Но не я ходил за деньгами, а посылал людей, посылал хлопцев из своей группы. Я не рисковал никогда своей агентурой ценнейшей, без которой я не могу работать", – отмечает Евгений Березняк.

Главная заслуга группы Березняка – в районе Кракова она была не единственной – спасенный от уничтожения Краков. Советские войска зимой 1944-1945 годов развивали стремительное наступление.

На левом фланге масштабной Висло-Одерской операции – древняя столица Польши. Немцы, спасаясь от окружения 59-й и 60-й армий Первого Украинского фронта, оставляют Краков, но минируют основные здания, чтобы взорвать, когда войдут войска Красной армии. И это при том что маршал Конев отдал приказ город не обстреливать и не бомбить.

19 января наступил день "икс". По версии кинофильма город должен был взлететь в один момент. Из бункера пролегал кабель, разбегаясь мелкими проводами к фугасам. Но кабель советские разведчики взорвали – план по уничтожению Кракова провалился.

Древний и живой Краков. Знаменитый королевский дворец. Теперь каждый час на башне Мариацкого костела играет трубач. А Евгений Березняк, которому целый город обязан спасением, вместо благодарности попал в советский лагерь под Подольском.

"Тяжелее мне было в лагере, чем в камере смертника в гестапо. Потому что я знал, что там против меня враг и я его враг. А здесь я не понимал, почему?!" – говорит Евгений Березняк.

Но он спасся. Чудом. Его вытащили товарищи по разведке. "Был такой психологический гнет, такая травма сильная, что уже после выхода я потерял сознание. Так трудно было. Очень трудно", – вздыхает легендарный разведчик.

Признание заслуг пришло много позже. Сегодня Евгений Степанович с гордостью может показать генеральский мундир в орденах и медалях, хотя войну так и закончил капитаном. Подвиг разведчика оценили только годы спустя.