Впервые за 100 лет заклятые враги - Армения и Турция - объявили себя друзьями. Но чему вдруг обрадовалась Москва? Впервые за вековую историю нас могут так искусно выдавить с Кавказа. Подробности – в программе Андрея Кондрашова "Знаки" на радио "Вести FM".

Впервые за 100 лет заклятые враги - Армения и Турция - объявили себя друзьями. Но чему вдруг обрадовалась Москва? Впервые за вековую историю нас могут так искусно выдавить с Кавказа. Подробности - в программе Андрея Кондрашова "Знаки" на радио "Вести FM".

22 апреля, ровно в день рождения Ленина, миру был явлен Декрет о дружбе. Анкара и Ереван после полутайных переговоров в Женеве договорились обменяться диппредставительствами, в скором времени открыть между собой границы и, вообще, из исторических врагов превратиться в партнеров. С учетом вековой взаимной ненависти между армянами и турками, новость потянула на сенсацию.

"Дорожную карту" турок и армян оперативно приветствовал Белый дом, от имени Европы их поздравил знатный миротворец Хавьер Солана, рукоплескали МИДы Украины и Грузии. Теплую компанию вышеперечисленным составил даже министр Сергей Лавров. Обошлось, правда, без горячих поздравлений. "Мы приветствуем любые шаги, которые ведут к нормализации отношений. Переговоры между Анкарой и Ереваном являются двусторонним делом Армении и Турции", - подчеркнул Лавров. Но с тем, что это дело двустороннее, тут же заспорили. Член Комитета Госдумы по международным делам Семен Багдасаров.

"Идеологи "дорожной карты" находятся в Вашингтоне, не в Анкаре и не в Ереване. Это идея Госдепа и в целом США, которые хотели бы видеть Турцию в качестве проводника политики США в исламском мире, а также для вытеснения России с Кавказа и Закавказья",- заявил Багдасаров.

Но попробуем, впрочем, разобраться, для начала, с частностями. Зачем Армении, верному союзнику России, потребовалась дружба с членом НАТО? Для экономики. Открытие границы с Турцией будет означать конец экономической блокады, в которой Армению держали турки и азербайджанцы с 93-го года. Ереван будет рад, но Баку такой поступок Анкары уже возмутил. Закрытая граница была рычагом давления на Армению по Карабаху. И вдруг - на тебе - такой "подарок" от братьев-турок.

Но братья есть братья. Анкара специально для Баку внесла в "дорожную карту" с Арменией пункт: границы будут открыты вместе с урегулированием вопроса по Карабаху. Неужели Ереван готов сдать свои позиции? А вот - готов, считает главный редактор агентства "REGNUM" Виген Акопян.

"Вопрос Карабаха должен быть решен для Армении, и она, в принципе, открыла карты. Она готова сдать территории, которые составляют пояс безопасности вокруг Нагорного Карабаха ( это 5 районов), удержать статус 2-х остальных районов - Лачинского и Кельбаджарского, а дальше - добиться проведения референдума в Нагорном Карабахе, который и подтвердит твердую решимость этого региона обрести независимость",- убежден Виген Акопян.

Непреклонную позицию Армении по Карабаху подорвала война в Южной Осетии, считает главред "REGNUM". По его информации, в противостоянии с Тбилиси Анкара тогда поддержала Москву не просто так: турецкий премьер Эрдоган якобы намекнул Медведеву, что Азербайджан, дескать, теперь тоже имеет право использовать силу, чтобы решить карабахский вопрос. А уж Турция Азербайджану помогла бы. Москва в ответ то ли инициировала, то ли была вынуждена принять другой вариант: заходите в Армению, но с миром.

"Вопрос сейчас стоит так: или открывается граница, и Армения идет на реальные шаги в карабахском конфликте, или происходит война, и стороны решают этот диспут в военном силовом ключе. Маневр для баланса с армянской стороны не был великим изначально",- пояснил Виген Акопян.

С ведома ли Москвы Анкара сегодня диктует условия дружбы для Армении? Или без ведома? В любом случае, идет игра. Вот только команда российских игроков уже расколота. Одни явно видят в Турции союзника на Кавказе, другие - противника. Даже Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко и "справедливоросс" из Госдумы Семен Багдасаров иллюстрируют такой раскол.

"У России сейчас очередной этап улучшения отношений с Турцией. И Турцию сейчас нельзя называть однозначно союзником США. Вспомните поведение Турции во время конфликта в Южной Осетии, когда турецкое руководство, апеллируя к Конвенции Монтрё, запретило длительное пребывание американских кораблей в Черном море",- считает Евгений Минченко.

"Определенные круги в России заинтересованы в сближении Армении с Турцией. Но это абсолютно крамольная и, с точки зрения безопасности, крайне вредная идея, что Россия с Турцией должны совместно решать на Кавказе возникающие там проблемы. Я хотел бы напомнить тем в России, кто стоит на этой позиции: Турция была, есть и будет основным геополитическим противником России на Южном Кавказе, вместе с США. И никаких совместных мероприятий, которые приведут нас там к успеху,- это фантазия. Это виртуальное мышление, ничего не имеющее под собой вообще",- убежден Семен Багдасаров.

Такой же полярный подход у политологов и в отношении открытия границы между Арменией и Турцией. У России в Армении единственная военная база в Закавказье, и, по легенде, она обеспечивает безопасность армян именно от турок. С этим согласен Виген Акопян и не согласен Евгений Минченко.

"Факт остается в том, что граница СНГ, то есть граница между Россией и НАТО, открывается. Турция - страна НАТО. Она, естественно, будет наращивать свое влияние как в Грузии, где оно уже максимально, так и в Армении. Она теперь получит это право. А Турция, какие бы противоречия у нее с США не наличествовали, никогда не сможет себе позволить делать политику вразрез с интересами США, допустим, вступить в ОДКБ",- уверен Виген Акопян.

"Открывается граница, и что же? У России тоже есть границы со странами НАТО. Ничего, живем спокойно. Речь не идет о переходе туда военной инфраструктуры. Для американцев принципиально важно другое: выступать в роли модераторов процесса, в роли людей, которые направляют, выступают главным арбитром. Их интерес в этом",- настаивает Евгений Минченко.

Примечательно, что уже через день после подписания турецко-армянской "дорожной карты" в мире отмечали дату геноцида армян. Еще будучи сенатором, Барак Обама обещал заставить Америку признать факт геноцида, и армяне, в том числе и многочисленное армянское лобби в США, ожидали этого 24 апреля, когда Обама выступал с речью на годовщину геноцида. Но чуда не произошло. Обама избежал даже слова "геноцид" в своей речи. Зато горячо поприветствовал сближение Турции с Арменией, которое и позволило ему забыть об опрометчивых обещаниях своей политической молодости. Хотя бы это Армению должно слегка отрезвить.

"То, что в паре "Анкара-Ереван" Вашингтону важнее Анкара, сомневаться не стоит. Признавать геноцид армян по-человечески, а потом ссориться из-за этого с Турцией политически - это не про американцев. Турция им слишком нужна. Это северные ворота в Ирак, это газовый вентиль для Центральной Азии, а теперь это и еще одна дверь на Кавказ. Вашингтон особо и не скрывает, что изначально патронировал "дорожную карту" Турции и Армении",- говорит Семен Багдасаров.

"Это отрицательный знак. Это плохой знак. Это говорит о том, что нас будут вытеснять с Южного Кавказа. У нас уже нет Прибалтики, предпринимаются меры по вытеснению нас с Украины. В Средней Азии, в Таджикистане есть французская база НАТО, немецкая база есть в узбекском Термезе. Казахстан дал добро на использование своих аэродромов для ВВС США. Что остается? Нас обкладывают кольцом!",- выражает обеспокоенность представитель"Справедливой России".

На одной территории Россия и США не уживаются - это показывает практика. Исключением недолго была Киргизия, но из двух баз на ее территории рано или поздно должна была остаться одна. И осталась российская, что по нашим временам - редкий успех. То, что Ереван, как и Минск, перестает быть для России безусловным союзником - это, конечно, факт. Армения, кстати, действующий председатель ОДКБ, собирается участвовать в натовских учениях в Грузии. Но пока за дружбу с Западом от Армении хотят слишком много: забыть Карабах и забыть геноцид. Может быть, поэтому Серж Саркисян поспешил приехать к Дмитрию Медведеву.

Не растерять своего влияния на Карабахский вопрос - для Москвы означает не потерять Армению окончательно. Для Кремля началась игра в нарды. В мае к нам приедет турецкий Премьер Эрдоган, и, разумеется, поставит на кон Армению. Лишь бы, бросая кости, у нас понимали, что проиграть можно весь Южный Кавказ. Последим за знаками.