Все больше подробностей появляется в деле о нападении на сухогруз Arctic Sea. Подозреваемых в захвате корабля доставили в Москву. На аэродроме Чкаловский военный Ил-76 встречали бойцы ОМОНа. Восьмерых задержанных – это граждане Эстонии, Латвии и России – по очереди вывели из самолета. По летному полю пиратов вели, держа за руки, а у ворот их уже ждали спецмашины. Отдельным бортом из Кабо-Верде прилетел экипаж Arctic Sea. Пока не в полном составе. Из 15 человек – четверо, включая капитана, остались на борту сухогруза. Все моряки первые показания дали еще перед отлетом. Выяснилось, например, что один из них успел отправить СМС, когда пираты связывали экипаж.
На сухогрузе Arctic Sea сейчас остается всего 4 человека из экипажа – это минимальный состав команды, который должен быть на борту до прибытия сменщиков. Судно все так же в нескольких десятках морских миль от Островов Зеленого Мыса. И хотя судовладельцу еще нужно решить, что с ним делать, история, в общем, закончена.
Длилась она три недели, и за это время вокруг Arctic Sea было очень много тайн и загадок. Одна из них – это как же исчез такой огромный корабль. Члены экипажа, которые три недели были заложниками, рассказали, как важно для преступников было, чтобы о их действиях никто не узнал. "Просыпаюсь от того, что на мне сидит человек, кто-то переворачивает, все в черном, в масках. Я попытался отмахнуться, скинуть – перевернули, несколько раз ударили, связали", – вспоминает Владимир Кашин, электромеханик сухогруза.
На борту сторожевого корабля "Ладный" они, наверное, впервые почувствовали себя в безопасности. Сторожевик был на учениях, когда получил приказ выйти в район Островов Зеленого Мыса и выяснить, что с сухогрузом. "При выходе на визуальный контакт и на связь с сухогрузом было установлено, что на борту сухогруза находятся 15 членов экипажа, заявленные в судовую роль и являющиеся гражданами России, и восемь человек, не входящие в состав экипажа неизвестной национальности", – говорит капитан 1-го ранга Игорь Смоляк.
Потом выяснилось, что среди захватчиков – латыши, эстонцы и два россиянина, вооруженные, хорошо подготовленные преступники. Вот технология захвата, о которой рассказали военные моряки: две быстроходные лодки идут с небольшим опережением судна, набрасывают трос на выступ в носовой части и прижимаются к корпусу – уже на одной скорости с сухогрузом. Дальше – закидывают кошки на борт и в считанные секунды захватчики уже наверху.
"На мостике они сразу зашли с двух сторон, второго сразу со стула скинули, на полу связали. Привели мастера. Мастер успел набрать СМС-ку, что судно захвачено. Те в ответ перезванивают ему, спрашивают: у вас правда судно захвачено или нет? Ну а капитан – под пистолетом – что он будет говорить? "Нет, мы пошутили", – продолжает рассказ Владимир Кашин.
Зато не до шуток теперь тем, кто захватил сухогруз. После того, как наручники, предоставленные военной полицией Кабо-Верде, привезли на корабль, задержанных повезли на берег. Там их ждал школьный автобус (другого подходящего транспорта в порту почему-то не было), на котором их уже отправили в аэропорт. Экипаж незадолго до этого из рук военных моряков получил паспорта и тоже готовился к возвращению, но уже другим рейсом.