В ГМИИ имени Пушкина открывается главная выставка года. Из лондонской галереи Тейт в Музей имени Пушкина привезли прерафаэлитов. Правда, пока не обещанную большую выставку, а всего три картины. Среди них полотно Форда Брауна "Чосер читает свои рассказы королю Эдуарду".
"Прерафаэлиты стремились изобразить правду жизни. Форд Браун, автор этой картины, был очень серьезным теоретиком прерафаэлитов. И он писал, что надо изобразить людей так, как будто ты наблюдаешь какую-то жанровую сцену", – рассказывает куратор выставки Анна Познанская.
В Музее имени Пушкина открывается главная экспозиция года – "Лики истории". Более 200 картин из 17 музеев, от Лувра до Саратовского художественного. Куратор Елена Рымшина за шедевр даже пострадала: пока везла из Саратова эту картину Виктора Борисова-Мусатова, подхватила насморк.
"Борисов-Мусатов никогда не любил каких-то сложных исторических биографий, он писал о своем ощущении эпохи, он писал о своих собственных переживаниях на тему ушедшей культуры", – проводил краткий экскурс в творчество художника куратор выставки Елена Рымшина.
Выставка – словно иллюстрированное пособие по мировой истории. Такой, как ее видели художники XIX века. Наполеон Бонапарт, инквизиция, Варфоломеевская ночь и боярыня Морозова – события общеисторические и локальные конфликты.
"Например, у нас есть итальянская картина, посвященная смерти Лодовико Сфорца. Конечно, никто не знает, кто такой Лодовико Сфорца. Это был такой несчастный отрок, он был герцогом Миланским, но когда он был маленьким, у него умерли родители, а после того, как Ловодвико Сфорца достиг совершеннолетия, родной дядя его отравил", – поясняет Анна Познанская.
"Лики истории" – это, прежде всего, лики людей, историю творивших. Центральная картина выставки – "Смерть Марата" Давида. Благодаря ей, проповедник кровавого террора Жан-Поль Марат на два года превратился в мученика революции.
"Смерть Марата" Жак-Луи Давид рисовал с натуры, сразу после случившегося. И таким образом, создал первый в истории визуальный репортаж. До него художники, в основном, обращались к старине, мифам и легендам. Изображать события, которые происходят буквально на глазах, было не принято. Именно эта картина – не оригинальный шедевр, а копия. Однако созданная в том же 1793 году в мастерской Давида его учениками. Так что тоже имеет огромную историческую ценность.




















































































