В эти дни 35 лет назад в Эфиопии многотысячные манифестации граждан приветствовали весть о свержении монархии. Страна сделала странную попытку перескочить из феодализма сразу в коммунизм. Как и следовало ожидать, неудачную.
Эфиопия - единственное государство на африканском континенте, которому удалось избежать колониального владычества. За исключением шести лет с 1935-го по 41-й, когда ее оккупировала фашистская Италия, Эфиопия на протяжении столетий была самостоятельной страной. Причем, христианской.
Последний император Хайле Селассие, потомок царя Соломона и царицы Савской, поддерживал, как было принято говорить, "теплые добрососедские отношения" с Советским Союзом, Эфиопия была заметной фигурой в движении неприсоединения. Ни одна из великих держав не была заинтересована в дестабилизации обстановки, да и обстановка эта по сравнению с другими странами Африки выглядела более чем спокойной.
Однако в начале 70-х в Эфиопии разразилась эпидемия, потом неурожай - в результате голод, приведший к многочисленным жертвам. Попытки оздоровить экономику по рыночным правилам игры привели к удорожанию цен. Возникший кризис использовали военные из числа тех, кто закончил академии в нашей стране. Краткий курс марксизма-ленинизма они решили осуществить на практике. В Эфиопии начался "ползучий переворот" - то есть саботаж и агитация за свержение монарха.
12 сентября 1974 Хайле Селассие был арестован, а спустя три дня военные во главе с Менгисту Хайле Мариамом провозгласили курс на построение социализма в Эфиопии. Тут же в страну стала поступать военная, материальная и прочие виды помощи от СССР. Благо, новое руководство все делало по соответствующему учебнику.
В 1975 году был тайно умерщвлен император, а в 76-м Эфиопия погрузилась в "красный террор" - началась компания по ликвидации роялистов. Еще через год началась пограничная война с Сомали. Несмотря на то, что эта страна тогда тоже строила у себя социализм. Спустя десять лет на Эфиопию вновь обрушился голод, превзошедший по масштабам тот, что случился в начале 70-х.
В довершении всего в провинции Эритрея вспыхнуло сепаратистское движение. К тому времени на помощь великого северного соседа эфиопские коммунисты уже рассчитывать не могли. И в мае 1991-го революционное правительство Менгисту Хайле Мириама было свергнуто целым альянсом оппозиционных политических партий и движений, первую скрипку в котором играли эритрейские группировки. Они же провозгласили отделение Эритреи от Эфиопии.
И получилось так, что крупнейшее и древнейшее африканское государство фактически перестало существовать в прежнем виде. А самое печальное, что проблемы, которыми 35 лет назад объясняли необходимость свержения монархии, не просто остались - к ним добавились новые: постоянные этнические конфликты на границах когда-то великого и неделимого Эфиопского царства.