Владимир Путин освободил банки от обязанности сообщать налоговым органам об операциях физических лиц с суммами, превышающими 10 тысяч долларов. Для этого он отменил указ, подписанный его предшественником Борисом Ельциным в 1994 году. Однако это не означает, что за деньгами граждан теперь не будет никакого контроля.Владимир Путин освободил банки от обязанности сообщать налоговым органам об операциях физических лиц с суммами, превышающими 10 тысяч долларов. Для этого он отменил один из указов, подписанных его предшественником Борисом Ельциным еще в 1994 году. Это не означает, что за деньгами граждан теперь не будет никакого контроля. Нормы действующего противоотмывочного закона, обязующие банки информировать Комитет по финансовому контролю о всех операциях с суммами, превышающими 600 тысяч рублей, никто отменять не собирается.

Дело в том, что действовавший более девяти лет указ, обязывавший российские банки информировать налоговиков о всех операциях физических лиц с суммами, превышающими 10 тысяч долларов, выполнялся далеко не всегда. Ведь фактически он противоречил принятому в последние годы законодательству, в частности закону "О банках и банковской тайне", разрешающему предоставлять данные о движении средств по частным счетам только самим вкладчикам, судам и органам предварительного следствия. Никаких упоминаний о праве налоговиков получать сведения о банковских транзакциях физических лиц нет и в Налоговом кодексе. Поэтому многие банки уклонялись от доносительства и были полностью уверены в своей правоте. Были и такие, кто идти на открытую конфронтацию с налоговиками не решался и предпочитал разбивать крупные клиентские платежи на суммы, не превышающие 10 тысяч долларов.

Тем не менее существование этой юридической коллизии беспокоило участников рынка. Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов в сентябре прошлого года в письме руководителю администрации президента Александру Волошину предложил отменить действие устаревшего указа. Бюрократическая машина заработала и спустя десять месяцев, выполнив полный цикл согласований со всеми заинтересованными ведомствами, выдала давно ожидавшийся документ.

После отмены указа № 1006 единственным получателем информации о платежах физических лиц остается Комитет по финансовому мониторингу. Согласно вступившему в силу два года назад закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", обязательному контролю подлежат "операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600 тысяч рублей". Таким образом, сумма, которая в России автоматически считается подозрительной, просто удвоилась – с 10 тысяч до 20 тысяч долларов, пишет сегодня Коммерсантъ.