ПАСЕ готовит жесткий ультиматум по Чечне

В повестку дня сессии включен также вопрос о выполнении Россией обязательств, взятых на себя при вступлении в Совет Европы
Парламентская ассамблея Совета Европы готовится предъявить России жесткий ультиматум по поводу чеченской войны. В случае не выполнения его требований, ПАСЕ угрожает создать трибунал по преступлениям в Чечне. Данный вопрос вносится в повестку весенней сессии ПАСЕ, открывающейся 31 марта в Страсбурге.
Комитет ПАСЕ по юридическим делам и правам человека на своем заседании, состоявшемся в понедельник в Париже, принял соответствующий проект резолюции. А автором доклада по нему стал германский социал-демократ Рудольф Биндинг, возглавляющий на ассамблее делегацию бундестага. Как сообщил "Независимой газете" сотрудник штаб-квартиры, ПАСЕ в Париже назвал Биндинга "известным - в кавычках - другом России".

По мысли Биндинга, трибунал должен рассматривать нарушения прав человека, совершенные как российскими военными, так и чеченскими боевиками. При этом последним предписывается "немедленно прекратить их террористические действия и отказаться от всех форм совершения преступлений", а их спонсорам - немедленно прекратить "все формы поддержки чеченских боевиков". Что касается российской стороны, то Биндинг предлагает сессии ПАСЕ адресовать Москве следующую рекомендацию: "Российские силы должны быть лучше контролируемыми, а дисциплина в них должна соблюдаться таким образом, чтобы все соответствующие военные и гражданские установления, конституционные гарантии, а также международное и гуманитарное право, особенно Женевские конвенции и прилагаемые к ним протоколы, полностью соблюдались в течение всех операций..." В документе констатируется, что ПАСЕ постоянно осуждала грубые нарушения прав человека и военные преступления, совершаемые в Чечне обеими сторонами конфликта, а также неоднократно призывала привлечь ответственных в этих преступлениях к ответу. Однако, утверждается в проекте, видимых результатов это не принесло.

Составители документа упрекают российскую сторону в недостаточном сотрудничестве по чеченской проблеме с международными организациями. Примеры: прекращение Москвой мандата Группе содействия ОБСЕ по Чечне, игнорирование соответствующих жалоб и докладов Комитета по недопущению пыток Совета Европы и т.д. Судя по всему, авторы идеи создания трибунала по Чечне предполагают, что он будет действовать под эгидой Международного уголовного суда (МУС), существующего с лета прошлого года. Вот почему, видимо, проект резолюции содержит требование к России немедленно ратифицировать Устав МУС.

Как известно, МУС пока практически не работает. Одна из причин бездействия этой структуры состоит в том, что целый ряд ведущих мировых игроков (и среди них, кроме РФ, США и Китай) вовсе не желают, чтобы их военнослужащих или должностных лиц сажали на скамью подсудимых по искам, поданным любым из государств, подписавших Устав МУС. Тем временем российский МИД распространил вчера официальное сообщение, из которого следует, что эксперты ОБСЕ и Совета Европы "отметили прогресс в развитии ситуации в Чечне и признали важность проведения там референдума".

В действительности группа указанных экспертов, побывавших на днях в Москве и Чечне, в своем официальном заявлении (вывешенном еще раньше на сайте ОБСЕ), указала, что уровень преступности в республике в течение последнего года снизился лишь незначительно, а "похищения, убийства и другие виды физических нападений на местных правительственных чиновников и простых граждан продолжаются". Что же касается подготовки к референдуму, то она, по мнению экспертов, проходит в "чрезвычайных условиях", в таких же условиях, судя по всему, пройдет и сам референдум.