17 августа исполнилось четыре года с того дня, как правительство РФ объявило о "техническом дефолте". По мнению экспертов, за четыре года, прошедшие после дефолта, российская экономика полностью преодолела последствия "черного августа". Финансовые показатели первого полугодия текущего года вселяют оптимизм.17 августа исполняется четыре года с того дня, как правительство РФ во главе с премьер-министром Сергеем Кириенко объявило о "техническом дефолте". Кабинет министров ввел трехмесячный мораторий на возврат всех зарубежных кредитов и приостановил обслуживание своих краткосрочных рублевых обязательств. Был установлен новый валютный коридор от 6,0 до 9,5 руб. за доллар. С того дня иностранное слово "дефолт" стало ассоциироваться в сознании рядовых россиян с такими понятиями, как "катастрофа" и "бедствие".

Действительно, последствия дефолта как на экономическую ситуацию в стране, так и на жизнь рядовых граждан оказались весьма драматичными. Произошли обвал рубля и банкротство многих отечественных предприятий, которые в массовом порядке увольняли рабочих и служащих. Неплатежеспособность государства привела к краху многих частных банков, вызвав невиданную панику среди их клиентов, потерявших свои сбережения, накопленные за долгие годы напряженного труда. Одновременно в стране наблюдался всеобщий паралич платежей, в том числе выплаты зарплат и пенсий. Галопирующая инфляция побила все мыслимые рекорды: ценники на товары менялись несколько раз в день. В Москве цены на минимальную потребительскую корзину товаров выросли на 200 — 500%. В условиях нарастающей паники правительство Кириенко уже через неделю после объявления дефолта вынуждено было уйти в отставку.

Сегодня, спустя четыре года, ведущие экономисты продолжают анализировать объективные и субъективные причины, вызвавшие дефолт в 1998 году. Они выделяют два основных фактора, приведшие к дефолту - сокращение валютных поступлений от экспорта энергоносителей и утечка в 1997-1998 гг. за границу спекулятивного капитала с рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Эксперты считают ошибочной политику правительства по превращению ГКО в главный элемент фондового рынка России и основной источник финансирования бюджетного дефицита. По их мнению, программа правительства по стабилизации экономики сводилась к очередному наращиванию внешних займов, призванных поддержать пирамиду ГКО за счет конвертации части внутренних краткосрочных обязательств в долгосрочные внешние.

Почему же правительство делало ставку на ГКО ? Дело в том, что в период с 1993 по 1997 гг. эти облигации приносили бюджету немалые доходы за счет роста числа его покупателей. Сначала ГКО приобретали крупные банки, позже к "игре с ГКО" подключились пенсионные и страховые фонды, а также чековые и паевые инвестиционные фонды. Однако осенью 1997 года стала наблюдаться опасная тенденция: рост пирамиды ГКО замедлился, а финансовые потоки стали сокращаться. В этих условиях было решено пустить на рынок ГКО нерезидентов, то есть иностранный капитал. Эта привело к бесконтрольной переправке денег в коммерческие банки в России и за рубежом. По оценкам экспертов, в период с 1993 по 1996 гг. из России было вывезено около 80 млрд долл. В первом полугодии 1998 г. Россия потеряла на обслуживании пирамиды ГКО около 8 млрд. долл. Удар на правительство страны обрушился и с другой стороны: резкое падение мировых цен на нефть и ухудшение внешнеторгового баланса привели к потере еще 8 млрд. долларов. Решение же правительства по удержанию искусственно завышенного курса рубля ценой повышения ставки рефинансирования до 150% сделало обвал пирамиды ГКО неизбежным.

За четыре года, прошедшие после дефолта, российская экономика полностью преодолела последствия "черного августа". По мнению вице-премьера России Алексея Кудрина, финансовые показатели первого полугодия текущего года вселяют оптимизм: золотовалютный резерв увеличился на 100 миллионов долларов и достиг максимального за десять лет уровня - 42,3 миллиарда долларов. Это является фактором, сдерживающим курс доллара. Показателем стабильности в экономике является и предусмотренный в бюджете на будущий год профицит, который имеет важное значение для выплат по внешнему долгу. По мнению Кудрина, своевременная выплата внешнего долга и отказ от его рефинансирования увеличивают приток инвестиций на фондовый рынок. Напомним, что на следующий год приходится пик выплат иностранным кредиторам: Россия должна заплатить 17 млрд. долларов.

По мнению заместителя главы аппарата правительства РФ Алексея Волина, о преодолении последствий кризиса 1998 года свидетельствует рост доходов российских граждан. По его словам, за прошедший год объем валютных вкладов россиян в банках повысился на 50,8 %, составив почти 7 млрд. долларов. Алексей Волин уверен, что "после 17 августа в стране прекратила существование спекулятивная экономика, основанная на получении быстрых сверхприбылей", и сегодня российский бизнес инвестирует средства в реальный (нефинансовый) сектор экономики.

Российские эксперты подчеркивают, что сохранение высоких цен на нефть на мировом рынке также является гарантией стабильного развития российской экономики. "Пока цена экспортной российской нефти не упадет ниже 15 долларов за баррель, девальвация рубля и дефолт России не грозят", - уверен заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы РФ Михаил Задорнов.