Начали гореть торфяники: в Подмосковье усилен противопожарный контроль

Пожароопасный сезон в этом году в лесах Московской области начался раньше обычного. Местные жители и дачники, невзирая на запрет, жгут сухую траву и мусор. Уже появились очаги возгорания торфяников. Чтобы не допустить масштабных возгораний, в потенциально опасных местах устанавливают системы видеонаблюдения.

Пожароопасный сезон в этом году в лесах Московской области начался раньше обычного. Местные жители и дачники, невзирая на запрет, жгут сухую траву и мусор. Уже появились очаги возгорания торфяников. Чтобы не допустить масштабных возгораний, в потенциально опасных местах устанавливают системы видеонаблюдения.

- Что-то подожгли. Траву подожгли! Горит очень сильно!

Едкий дым от этого пожара под Шатурой виден за несколько километров. Справиться с огнем лесникам удалось не сразу.

Прошедшей зимой было мало снега. К тому же весна пришла раньше, а значит, раньше заполыхали и лесные пожары. Сигналы о возгорании получают каждый день.

"Я думаю, что здесь поджог травы, потому что огонь от дороги с двух сторон пошел", — говорит Михаил Шагин, директор шатурского филиала ГКУ "Мособллес".

Уговоры не действуют: и местные жители, и выбравшиеся за город дачники продолжают жечь траву. Лесникам приходится каждый день проверять одни и те же места.

- Сухую траву жечь запрещено. Поля, леса — все горит! Чтобы не было беды, все-таки прекратите сжигание.

Гореть начали и торфяники. Самые опасные очаги находятся на границе Московской и Тверской областей.

- Вот он — очажок. Визуально он практически не виден. Начинаем щупом проверять, и он начинает поддымливать.

Внутри этой ямки температура почти 300 градусов.

"Сейчас он будет прирастать по 10 сантиметров в день. Очень медленно и незаметно, пока не вырастет трава. А вот дальше это станет нерешаемой проблемой", — объясняет Григорий Куксин, руководитель противопожарного отдела Greenpeace.

Специалисты уверены, что пожар устроил кто-то из местных жителей. По периметру возгорания находятся охотничьи вышки, которые как раз не пострадали. Судя по всему, это была попытка управляемого поджога, но из-за сильного ветра ситуация быстро вышла из-под контроля.

Потушить подземный пожар непросто — на каждый квадратный метр нужно 2 тонны воды.

- Сначала надо в центре тушить, чтобы там не остался торф горячий.

Жарким летом 2010 года, кода торфяники горели повсюду, столицу и область затянуло густым смогом.

- Может ли ситуация 2010 года повториться?

- Да.

Опасения такие есть. Чтобы решить проблему, в Подмосковье создали систему каналов, которые поднимают уровень воды в болотах. А недавно впервые начали строить искусственные плотины для бобров.

"Когда придет лето, воды станет меньше. Это начнет беспокоить бобров. Они приплывут сюда, чтобы ее заделать", — рассказывает Иван Семенов, руководитель программы
по обводнению торфяников Greenpeace России.

Это первая искусственная плотина, которую построили специально для бобров. По словам специалистов, где-то поблизости проживает целое семейство этих животных, но увидеть их сейчас невозможно. Они вылезут наружу ближе к сумеркам. Плотина уже принесла заметный результат: уровень воды в болоте поднялся на 10 сантиметров.

А еще в подмосковных лесах работает система видеомониторинга: на вышках сотовой связи установили камеры наблюдения, которые автоматически распознают пожар.

"Вот мы видим сейчас с утра факт возгорания. Система обнаружила. Прилегающая территория к дачному поселку. Возможно, кто-то сжигание травы производит, либо мусор сжигает", — показывает Алексей Ларькин, начальник отдела охраны лесов
Комитета лесного хозяйства Московской области.

Пока спасателям удается держать ситуацию под контролем. Но все может измениться, если люди продолжат жечь траву и разводить в лесу костры.