IT и дороги: Мишустин посетил Иннополис

9 июля премьер Михаил Мишустин посетил Татарстан. Это его первая рабочая поездка после перенесенного коронавируса. Глава правительства посетил Иннополис – наукоград в 40 километрах от Казани.

9 июля премьер Михаил Мишустин посетил Татарстан. Это его первая рабочая поездка после перенесенного коронавируса. Глава правительства посетил Иннополис – наукоград в 40 километрах от Казани. Первый в России город, построенный с нуля, где созданы все условия для успешной работы IT-специалистов. Достаточно сказать, что именно в Иннополисе в прошлом году заработало первое в Европе беспилотное такси. Так что где как ни в Иннополисе обсуждать развитие IT-отрасли и цифровых технологий.

Время для обсуждения тоже подходящее. Коронавирус показал: без информационных технологий Россия так мягко и уверенно ограничительные меры вряд ли бы прошла, ведь за месяцы самоизоляции страна сделала настоящий цифровой скачок.

Технологии, что раньше применялись факультативно, стали привычным делом. Школьные уроки и лекции для студентов – по Интернету, покупка товаров – по Интернету, доставка еды – тоже. По Skype – прием у врача и занятия с фитнес-тренером. В обиход работающих россиян накрепко вошло понятие "удаленка". Многим работникам и работодателям даже понравилось.

Как будет развиваться IT-отрасль дальше и чем поможет государство?

Зайти в дом не с помощью ключа, а по отпечатку пальца. А в кафе можно расплатиться одним взглядом. В России есть целый город, где технологии завтрашнего дня работают уже сегодня. Иннополис. В 25 километрах от Казани. Здесь уже получили прописку более ста IT-компаний, которые развивают многомиллиардные инновационные проекты на льготных условиях.

И теперь особо комфортный налоговый режим государство готово предложить всей российской IT-отрасли. Принципиальное решение было принято президентом после видеоконференции с представителями ведущих компаний.

"Сфера информационных технологий отличается высокой, если не сказать очень высокой, мобильностью сотрудников, причем глобальной, но это не значит, что нужно, как в прежние, времена не пущать. Напротив, нужно создать открытые, привлекательные, конкурентные условия для работы и воплощения передовых идей. И именно в России", – заявил Владимир Путин.

Реализация – за правительством. Меры должны обеспечить технологический прорыв и цифровой суверенитет России.

"Уже очевидно, что следование за лидерами цифровизации приводит страны к новой цифровой зависимости. Россия не может себе позволить занять место среди ведомых стран, а значит, у нас нет выбора. Мы должны идти вперед и быть лидерами", – заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

В России будет проведен стремительный налоговый маневр. Ставка страховых взносов будет уменьшена практически в два раза – с 14 до 7,6%. Налог на прибыль для таких компаний будет уменьшен с 20 до 3%. Это снизит издержки и повысит конкурентоспособность российских IT-компаний на глобальном рынке.

"Естественно, если Россия хочет быть лидером в области информационных технологий, получать налоги с этого, за счет этого развивать экономику, то это единственный важный шаг. Мы, если честно, удивлены в приятном смысле. Это здорово", – заявил глава компании Group-IB Илья Сачков.

Поддержка особенно важна, учитывая доминирование на рынке американских корпораций. Вице-президент Теlegram Илья Перекопский, который в России разблокировали, рассказал как Apple и Google душат развитие всей мировой IT-индустрии. Два интернет-гиганта обложили разработчиков 30-процентной комиссией за возможность разместить свои продукты в их магазинах приложений и каждую транзакцию.

"Apple и Google стоят триллионы долларов, у них на складах лежит кэш в офшорах, и на эти деньги они покупают подешевке компании в Восточной Европе, покупают программистов, увозят их к себе, поэтому на самом деле не так сильно, как хотелось бы, развивается именно IT-индустрия именно в этих странах Восточной Европы. Хотя весь потенциал мировой, как мы считаем, он здесь сконцентрирован, а не там", – подчеркнул Илья Перекопский.

А антивирус Касперского буквально выдавливали из штатов. И понятно, почему.

"Мы делаем лучшее решение по безопасности. Мы – единственная компания, которую боятся американские спецслужбы. Вот был бы на самом деле этот вирус не биологическим, цифровым, мы бы тут же его почикали, выпустили бы апдейт, вылечили бы всех , и отпиарились бы еще на этом", – рассказал Евгений Касперский, гендиректор АО "Лаборатория Касперского".

Россия – одна из немногих стран в мире, у которой есть свой интернет-поисковик, свои соцсети, карты, сервисы доставки еды и такси, в том числе первое в Европе беспилотное такси.

В Иннополисе – парк из шести автономных машин "Яндекса", которые "намотали" уже более 200 тысяч километров.

А это еще одна суперновинка – беспилотный "КамАЗ". Проверим, какого это, когда многотонным грузовым автомобилем управляет робот, а ты находишься внутри. Внутри все, как в обычном "КамАЗе", но вот тестировщик дает команду – и машина трогается с места, сама занимает нужную полосу на дороге, объезжает препятствия и точно входит в повороты.

"Я вмешиваюсь только в самых экстренных случаях, когда система не может справиться. Это бывает крайне редко", – рассказал Сергей Гребенников, инженер-исследователь лаборатории транспортных систем.

Российским IT-компаниям-лидерам планируется предоставлять гранты на новые разработки – на сумму до 250 миллионов рублей в год. То что развитие IT-сферы жизненно необходимо, подтвердила пандемия.

Эти перемены, отметил премьер, называют по-разному: "четвертая промышленная революция", "третья волна", "общество 5.0."

"Сейчас время идет тектонических сдвигов. Это, с одной стороны, и большие возможности, и большие вызовы. Я уверен, что только вместе, только сообща мы сможем ответить на эти вызовы. Очень важно, чтобы мы вместе смогли сделать так, чтобы 5:0 было в нашу пользу", – отметил Борис Добродеев, гендиректор Mail.ru Group.

Государство продолжит совершенствовать свои электронные сервисы, а бизнес сможет стать полноценным участником развития этой экосистемы.

"Без системной поддержки президента России мы бы ни этот маневр, ни госполитику не выработали бы. Ждем ответственного отношения к этим вопросам и со стороны отрасли. Это важно. Если все будет в этом смысле прозрачно, я уверен, мы договоримся. И поможем", – заявил Михаил Мишустин.

Для новой экономики нужна и качественно новая инфраструктура. С вертолета Михаил Мишустин осмотрел, как идет реконструкция федеральной трассы М7 "Волга" и место начинающейся мегастройки – российского участка международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Начинается он в Санкт-Петербурге, по уже сданной трассе М11 ведет к Москве, и теперь предстоит построить новую скоростную дорогу М12 Москва – Казань. 700 километров, более трехсот новых сооружений, включая три моста – через Оку, Суру и Волгу.

"На ближайшую перспективу это самый масштабный дорожный проект России. Важнейшая часть общенационального плана действий, направленных на преодоление последствий распространения коронавируса и поддержки ключевых отраслей экономики", – подчеркнул Мишустин.

Одно только строительство даст 170 тысяч новых рабочих мест, а сама дорога – мощный импульс к развитию регионов. Ожидаемый экономический эффект – на сотни миллиардов рублей. Завершить новую скоростную трассу планируют в сверхсжатые сроки – в 2024 году.