Быть или не быть стрит-арту? В Петербурге продолжается война художников и коммунальщиков

Гулял по ночному городу и случайно обнаружил хулиганов. Видеохит из украинской столицы. В главной роли – мэр Киева Виталий Кличко, который на камеру сражается с авторами многочисленных граффити на городских домах. А как быть с более художественными работами – тема, которая сейчас актуальна для культурной столицы России.

Гулял по ночному городу и случайно обнаружил хулиганов. Видеохит из украинской столицы. В главной роли – мэр Киева Виталий Кличко, который на камеру сражается с авторами многочисленных граффити на городских домах. Двоих из них он поймал с поличным, затем провел воспитательную беседу. Правда, боксерский опыт не пригодился. Градоначальник применил практику гражданского ареста, а дальше просто вызвал полицию. При этом (по случайному стечению обстоятельств) задержанные оказались местными ультраправыми. Да и стену они, собственно, расписывали расистскими речевками о белых жизнях. Так что у хулиганов тут же появились защитники среди радикалов, которые даже нашли оправдание их действиям. Мол, на самом деле те закрашивали своими лозунгами рекламу наркотиков.

Впрочем, какая бы ни была цель, ценность конечного результата во всех смыслах сомнительна, так что в итоге однозначно подлежит зачистке. А вот как быть с более художественными работами – тема, которая сейчас актуальна для культурной столицы России. В Санкт-Петербурге – новый виток противостояния коммунальщиков и уличных художников. За последние дни там уже дважды закрашивали граффити с Бродским и Высоцким. Почему жизнь таких работ столь недолговечна? И можно ли ее продлить?

Вот школьная стена на улице Пестеля, а вот буквально через дорогу – его дом и его полторы комнаты, именно в них он и обрел себя поэтом. Выписка, ссылка – все в прошлом. Пусть и посмертно, Бродский признан и любим. Но почему-то ему все еще здесь не рады.

Бездушный валик с белой краской взмывает вверх, вынося вердикт – Бродскому не быть. А вместе с ним не быть и Высоцкому. Фреска, повторяющая редкий фотокадр, где голос и слово эпохи встретились в штатах на квартире Барышникова, не прожила и ночи.

"Мы сделали это 25 числа. Через два часа мне позвонили и сказали, что коммунальщики снова напали на нее. Согласовывать стрит-арт – это глупо, потому что он здесь и сейчас. А пока стучаться в кабинеты, и мысли, и желание отчасти, может, пропадут. Да и на этой стене долго ничего не держится", – рассказывает художник, автор фрески "Бродский и Высоцкий" Олег Нилов.

Неровный кремовый квадрат, под ним – еще один, уже еле различимый. Там тоже был Бродский. Участь этих фресок, что и у бранных слов, покоится под слоем дешевой штукатурки. Никакой разницы между ними закон не видит.

"Сейчас по всем законодательным нормам делать рисунок формата граффити или муралов просто запрещено. Явным образом написано, что нельзя на лицевые фасады зданий наносить любые изображения. Получается, что этот закон распространяется не только на историческую часть, он распространяется на весь Санкт-Петербург. И пока мы имеем ситуацию, когда невозможно согласовать ни один из рисунков на фасадах зданий во всем Петербурге", – комментирует ситуацию художник, автор фрески "Бродский" Олег Лукьянов.

На войну с уличным искусством и лозунгом "не согласовано" выходят то завхозы школ, то коммунальщики, то недовольные местные жители. Но в своей Нобелевской речи Бродский говорил: "Искусство есть орудие безоткатное", а потому те, кого поразила эта настенная живопись, за нее готовы бороться до конца.

"Вообще, в мире не вся красота и не все важное, нужное, особенно новое возникает по согласованию с властями. Собственно, вся история человечества – это процесс возникновения нового, как правило, без согласования с властями. Постепенно это новое становится нормой и законами утверждается. Если бы люди никогда не переступали эту черту, мы бы, наверное, до сих пор сидели в пещерах, и на стенах пещер тоже нельзя было бы рисовать", – отмечает петербургский художник-график, писатель, поэт Сергей Адамский.

Понять запрет можно: весь исторический центр Санкт-Петербурга – сплошное Всемирное наследие Юнеско. И тут важно это наследие не повредить. Ведь дай волю творцам – размалюют всё. Закона о легализации стрит-арта, позволяющего творить на отведенных для этого зданиях, а также в специально созданных пространствах, художники ждут не первый год. Но пока он так и застрял где-то между первым и вторым чтением.

"Власти города, которые я имею в виду, профильные ведомства – это комитет по градостроительству и архитектуре. Это самый главный наш противник на пути к тому, чтобы такой закон появился. Все-таки он должен идти в ногу со временем. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что уличное искусство уже живет в Петербурге", – подчеркивает председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок.

Но живет там, как мигрант-нелегал, тайно и недолго, с гарантированной перспективой выселения. А по-хорошему ему бы уже давно получить постоянную прописку.