Дело банды верблюдов

Астраханские прокуроры занялись делом банды верблюдов: стадо агрессивных животных атаковало местные села. Корабли пустыни вытаптывают урожай, валят заборы, ломают газопроводы, крушат памятники на кладбищах.

Астраханские прокуроры занялись делом банды верблюдов: стадо агрессивных животных атаковало местные села. Корабли пустыни вытаптывают урожай, валят заборы, ломают газопроводы, крушат памятники на кладбищах.

О погоне по степным ухабам мечтает, пожалуй, каждый настоящий сыщик. В лучах красного, как астраханский помидор, заката, здесь все и каждый – Глеб Жеглов. Крики "Я сказал, Горбатый" уместны, как никогда. Сотрудники прокуратуры на машинах и мотоциклах гонятся за бандой верблюдов-хулиганов. Главарь табуна в бешенстве.

Погоня на мотоциклах – развязка истории, которая уже два года длится в Астраханской области. Одичавший табун домашних верблюдов взял в осаду сразу три поселка – Оранжереи, Федоровку и Ниновку. Животные сменили пастбища на улицы и стали метко плевать – на законы и в душу селян. Прогонять чужих верблюдов селяне боятся. Животины с характером, тут как бы самому убегать не пришлось. Вот табун и перешел все границы. Причем буквально. Тем, кто весит больше тонны, забор не помеха.

"Реально они заходят прямо в дома, громят, крушат. Потому что хотят зелени, наверное, чего-то вкусного. Мы, конечно, понимаем, что животные не виноваты, за все отвечает владелец, но он полностью нас игнорирует!" – говорит Елена Бахметьева.

Валентина Маликова пожаловалась, от приезжала полиция. Но толку от этого не было.

Первыми пострадали владельцы елок и пихт. Незваные гости – от природы большие любители острого. Точнее колючего. Затем верблюды распробовали цветущие сады. Целых заборов становилось все меньше, где-то раздавили даже машину. Селяне подсчитывают убытки. Корабли пустыни своей боевой флотилией словно взяли села на абордаж. Местные чиновники от жалоб отмахиваются. Говорят, борьба с верблюдами не входит в их полномочия.

Отловить нарушителей сложно и дорого, у сельсоветов таких денег нет. Да и законно ли? Эти верблюды – частная собственность. Пенсионер Юрий Серебряков разводит их уже четверть века. Раньше пас и приглядывал, но силы уже не те. А помощников нету. От жалоб соседей отмахивается: мол, у них не заборы, а одно название. Люди, по его словам, просто завидуют бизнесу.
Одним – экзотика, другим типичный российский пейзаж, Астраханская степь все-таки. Бактрианы – они же двугорбые верблюды – такая же визитная карточка области, как арбузы, томаты и черная икра. А еще – палящее солнце, руины столицы Золотой Орды и сокровища сарматов под ногами. Там тоже встречаются верблюды – золотые.

Верблюжьи бега пока не стали олимпийским видом спорта, а вот разведение двугорбых – уже серьезный бизнес. Животное ведь уникальное и неприхотливое: катает как лошадь, шерсть лучше овечьей, молоко и мясо – как у коровы. Разве что петь соловьем не умеют. Как говорит управляющий верблюдоводческой фермой Мухтар Тажгалиев, мясо верблюда не отличается от говядины, из него делают котлеты, пельмени, фарш, нарезку из мяса. Один минус – упрямство и норов. Если верблюд остался без присмотра, справиться с ним сложно. Для того, чтобы повалить на землю даже годовалого верблюжонка, нужны силы пятерых мужчин. И это в загоне, где удрать некуда. В больших хозяйствах животных чипируют, но без происшествий все равно не обходится. В Астраханской области есть даже верблюжьи штрафстоянки: загоны для животных, которые стали участниками ДТП. А еще здесь можно попасть в верблюжью пробку, причем даже на поезде. Хорошо, если стадо идет наперерез. А если вдоль путей – прибавляй к дороге два лишних часа.

В регионе постоянно спорят, как наказывать заводчиков, которые не досмотрели за животными. Пенсионеру Серебрякову, например, в сельсовете два года подряд выписывают штрафы. Но мужчина их даже не оплачивает. Чиновники говорят: сделать больше не могут. А вот районная прокуратура уверена: сельсовет недоработал.

"Должностными лицами администрации МО Оранжерейнинский сельсовет ненадлежащим образом осуществлялся контроль за исполнением собственником сельскохозяйственных животных правил выпаса и прогона", – говорит заместитель прокурора Икрянинского района Александр Ульянов.

В переводе с официального на русский значит: мало написать бумажку. Надо бить в набат и устраивать погоню до того, как о скандале узнает вся Россия. А еще можно подать идею наверх. Чтобы уже на уровне области ввели дополнительные правила.

"У него отсутствует, конечно, загон в доме, это брешь в нашем законодательстве, что нет таких ограничений для физических лиц по содержанию каких-либо животных у себя в частном домовладении", – заявил заместитель главы Икрянинского района Астраханской области по ЖКХ и строительству Александр Попов.

Верблюды, похоже, вообще выявили много недоработок. Например, газопровод оказался не по ГОСТу. Кто-то солидно сэкономил на трубах-подпорках: они короткие, да и закопаны неглубоко. Впрочем, теперь верблюды от этих труб держатся подальше. После погони в лучах заката животные ночуют в стойлах и ведут себя осторожно: они явно под впечатлением.

Тем временем пенсионер Юрий Серебряков готовится продать табун. Мечтает выручить за него три с половиной миллиона рублей. Тогда и на штрафы хватит, и на починку заборов, и даже на черный день с лихвой останется.