Закат "рогатой" эпохи

"В последний, в случайный", – на уходящей неделе слова этой песни Булата Окуджавы мы вспоминали не раз. Московский троллейбус, отработав смену длиной в 87 лет, сошел с маршрута. Возить пассажиров теперь будут его младшие братья – электробусы. Чего-то словно не хватает: час пик, но на дороге нет троллейбусов. И больше не будет, все они теперь на стоянке. Последний за 87 лет рабочий день закончился вчера. Сегодня это уже не городской транспорт, а светлое прошлое.

"Синий троллейбус" Окуджавы курсировал в 1960-х годах. Цоевский, "который идет на Восток" – в 1980-х. От Москвы до самых до окраин – Советский Союз был опутан контактными линиями, троллейбусов было больше, чем где-либо в мире. Самый первый вышел на маршрут в Москве 15 ноября 1933-го года.

Директор музея "Московский транспорт" Оксана Бондаренко рассказывает, что создавался первый троллейбус аж на трех заводах. На заводе ЗИЛ варили кузов, на заводе "Динамо" собирали мотор, монтировали конструкцию — на знаменитом Ярославском. Первый троллейбус носил название "ЛК" в честь партийного и государственного деятеля Лазаря Кагановича, он был главным по транспорту в Стране Советов. Троллейбус в Москве шел от Белорусского вокзала до окружной дороги в районе Волоколамского шоссе. Курсировал с 6 утра и до полуночи. Поэтому быстро стал родным и для тех, кому рано на смену, и для тех, кто припозднился со свидания.

"Троллейбус – это такой "свой парень". Такой вот, прямо, дружок", – говорит Бондаренко.

Дружба – дружбой, пора и честь оказать. Троллейбус когда-то потеснил трамваи. Ему на смену теперь приходят электробусы.

Главный конструктор пассажирского транспорта ПАО "КАМАЗ" Эдуард Данилов считает, что за электрическим транспортом будущее: "Это замещение одного транспорта на другой, более современный". С ним согласен генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Леонид Антонов. "Запаса хода хватает на все маршруты, которые есть, а с учетом того, что мы имеем возможность поставить промежуточные станции маршрута, то это будет до бесконечности", – подкрепляет он свою позицию аргументами.

Через год электробусов в столице будет больше тысячи. Бесшумные, комфортабельные, безопасные – они пойдут по троллейбусным маршрутам.

Водители троллейбусов без работы не останутся. Марина Шибаева, уже опробовавшая новые электробусы, довольна техникой: "Он как будто летит, он большой такой и все время хочется посмотреть, как там наши провода". А проводов больше нет – электробус не привязан к контактной линии. Подъехал к станции зарядки, зарядился и поехал. И главное – в местах пересечения проводов троллейбус обычно сбрасывал скорость, за ним и весь транспортный поток. В современном мегаполисе не принято тормозить.

Зато сколько раз привязанность троллейбуса к проводам воспета в светской киноклассике! Гонка на троллейбусе в комедии "Берегись автомобиля!" – кто скажет, что он неповоротлив? А помните фильм "Подкидыш", где в кадре появляются двухэтажные троллейбусы? На второй этаж очереди выстраивались! Незабываемое ощущение полета над столицей. В годы Великой Отечественной московские автобусы использовались на нужды армии, поэтому горожан возили только троллейбусы. А в 1950-е появились экскурсионные троллейбусы-"стекляшки", их так прозвали за прозрачную крышу.

Родившись в Москве, прожив вместе с городом несколько исторических эпох в XX и XXI веке, троллейбус больше не доставляет пассажиров по маршруту. Но он доставляет удовольствие – людей притягивают теплые воспоминания. Именно в этом его новая историческая роль. Он – легенда, он создает атмосферу. Вот и для него тоже создадут целый музейный кластер. Не просто оставят один маршрут, а специально протянут новую линию.

В Москве будет музеефицирован целый троллейбусный маршрут. Четыре километра по Новорязанской улице, огибая Площадь трех вокзалов, по сердцу Москвы, по одному из самых старых районов – Басманному. Причем, возить пассажиров исторический троллейбус будет как обычный городской транспорт – из точки А в точку Б. За воспоминаниями.