Наши в Италии: удивительная история о войне и любви

Этот репортаж "Вести в субботу" пытались "пробить" несколько месяцев – настолько непросто сейчас российским журналистам попасть на военную базу НАТО. Но итальянцы в итоге пошли нам навстречу, ведь речь – о том аэродроме, на котором во Вторую мировую базировались и советские военные.

Этот репортаж "Вести в субботу" пытались "пробить" несколько месяцев – настолько непросто сейчас российским журналистам попасть на военную базу НАТО. Но итальянцы в итоге пошли нам навстречу, ведь речь – о том аэродроме, на котором во Вторую мировую базировались и советские военные. А у одного из них там случилась большая любовь.

Здесь все осталось, как в 1943-м, кроме орла – эмблема Aeronautica Militare свежая. Командный пункт – ставка ее мы делили с англичанами и американцами. И ангар – там работали техники, готовили и ремонтировали машины перед полетом.

Русских в Бари помнят, потому что это были "странные" русские – в американской форме. Выдали союзники по прилету – наши шерстяные гимнастерки, застегнутые наглухо, в плюс 40 не годились.

"Когда русские прилетели, всем было любопытно. Их приняли радостно. Местные вспоминают, что в свободное время офицеры помогали итальянцам в поле, помогали транспортом, если что-то нужно было перевезти", – рассказал Джорджа Кутино, историк Fondazione Nicolas.

В 1944-м в Бари забросили, конечно, не только гражданских летчиков "Аэрофлота". Еще и офицеров ГРУ – наблюдать за соседями по базе. Незаметных, скромных… Разве можно в юном радисте Василии Смирнове разглядеть разведчика? На фото ему – 21. Возраст – это часть конспиративного плана ГРУ.

В Бари у Смирнова были задача следить за англичанами и свободный выход в город. Он влюбляется. Его избранницу зовут Сильвана – про этот роман пишут даже в местных газетах. Когда Сильвана забеременела, Василий докладывает в Москву – просит разрешить жениться и вернуться на родину с женой.

Длина взлетно-посадочной полосы в Бари – 1800 метров. Этого вполне достаточно и нашим истребителям, и нашим самолетам Як, и нашим транспортным С-47. Вопрос: как приземляться в Югославии? Там кукурузные поля и маленькие партизанские площадки в горах.

Десять транспортных С-47 перебросили в Бари помогать братской Югославии. Решение было принято в Тегеране. Забрасывать еду оружие и лекарства, взлетая с Украины через Румынию, под огнем зениток было опасно. Искали безопасный маршрут и аэродром.

Партизаны маршала Тито отвлекали 600 тысяч бойцов Вермархта от нашего фронта. Но Сталин всегда смотрел вперед – помогая, надеялся получить Югославию. Того же хотели и британцы, которые после капитуляции Италии стали хозяевами базы в итальянском Бари. Именно потому так долго сопротивлялись. Потом долго не давали полеты

Первый полет совершает летчик Александр Шорников. Наши умели летать при любой погоде, садиться везде – это называлось "втиснуть" самолет между горами и сопками. Наших партизаны носят на руках, целуют самолеты. Были сброшены 1000 тонн груза за несколько месяцев.

С-47 вывезли 6000 раненых и особенного пассажира. 25 мая 1944, в день рождения Иосипа Броза Тито, немцы высаживают в районе города Двар десант штрафников с фотографией маршала. Тито просит помощи. Добро на вылет англичане не дают специально. Экипаж Шорникова вылетает якобы на разведку. В ночь на 4 июня Тито поднялся на борт вместо с Тигром – своей собакой – и офицерами.

Через сутки там же и с той же целью приземлятся англичане. Но Тито уже наш и в безопасности. Экипаж Шорникова получает высшие награды двух стран. Летчики становятся героями: они – в песнях и на радио.

Это американцы играли в Бари пышные свадьбы и катались по городу, празднуя. Роман разведчика ГРУ и итальянки в чужой стране – это государственное дело, Смирнова вызывают в Москву, где арестовывают.

"Вызывает меня следователь. Садись. Ну, что, Ромео, очухался? Твое дело будет рассматриваться СМЕРШ", – вспоминает Смирнов.

Измена Родине – статья тяжелая. Смирнова отправили в лагерь на 10 лет. Свою дочь Елену (по-итальянски – Элену) бывший радист и разведчик ГРУ Василий Смирнов впервые увидел в 2005 году. И спустя 60 лет он, наконец, обнимет Сильвану. Про историю запретной любви с таким финалом в Бари почти никто не знает.

Год назад в издании Barinedita вышли две статьи про наших летчиков, спасших Тито.

Где жили офицеры? В школе Duca d`Aosta. На виллах. Спасенного Тито, конечно, селят в самой роскошной – на вилле "Веллина" маршал жил вместе с Тигром – любимой овчаркой. В Италию Тито, кстати, возможно, вернулся еще раз. Через пару месяцев после спасения. На виллу "Изабелла" – возможную штаб-квартиру английских "007" – чтобы встретиться с Черчиллем. Есть свидетели, которые утверждают, что видели и Черчилля и катер маршала, который приплыл сюда ночью с одного из югославских островов.

"Пожилые люди, которые жили рядом с виллой, помнят и точно описывают мужчину с сигарой и необычной походкой, и все это говорит о том, что это был Черчилль", – сказал журналист Barinedita.

Доказательств нет, свидетелей не осталось. Многие архивы еще закрыты.