Петроглифам из нанайского села Сикачи-Алян создадут 3D-портфолио

Московские специалисты из института археологии РАН возобновили работы по моделированию наскальных изображений на камнях – уникального памятника первобытного искусства. Благодаря проекту то, что человеческий глаз сотни лет не видел, теперь разглядела техника.

Сначала паводок, а потом и высокий уровень Амура не давал учёным подобраться к наскальным надписям. Сохранить их для потомков позволит создание трехмерных моделей. Рисунки на камнях разрушаются с каждым годом всё сильнее.

Вооружившись фотоаппаратом с высоким разрешением исследователь Юрий Свойский сделал кадры каждого миллиметра древнего камня. И здесь очень важно освещение – не тот свет может испортить весь научный труд.

В личное досье одного только петроглифа ляжет не менее тысячи снимков, из которых и создадут вот такую трехмерную модель. Человеческий глаз не видит, а техника в мельчайших деталях воссоздаёт наскальную надпись, передает ГТРК "Дальневосточная".

В прошлом году во время пробных съёмок и в момент низкого уровня Амура специалисты нашли 5 неизвестных до этого науке личин. А также заново открыли некогда потерянные петроглицы. Учёные уже смогли подсчитать, что камень, вес которого более 45 тонн, в год в среднем при большой воде может перемещаться на шесть метров в ту или иную сторону.

Валун тысячи лет лежал на левом боку без видимых рисунков, теперь же перевернувшись на бок правый открыл такие личины, о существовании которых и не подозревали. Академик Окладников, а именно благодаря ему в тридцатых годах прошлого века Сикачи-Алянские камни получили мировую известность, и не догадывался, что кроме человеческих масок и лосей есть на камнях еще что-то. Как отметил Юрий Свойский, научный сотрудник института археологии РАН, это изображения зверей появились, кабаны, грызуны.

В прошлом году петроглифы Сикачи-Аляна вошли в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО, и этот проект еще один шаг к попаданию в основной.

Руководитель центра палеоискусства института археологии РАН Елена Леванова заявила: "Для того, чтобы сделать досье и чтобы оно прошло экспертизу министерства культуры РФ, и ушло хотя бы в бюро ЮНЕСКО, нужно такой объем работы проделать, который не оплачивается никаким ЮНЕСКО".

За время экспедиции удалось задокументировать и создать 3D-модели уже более 50 петроглифов. На этот раз ученые не смогли из-за сильного ветра на Амуре запустить дроны, поэтому ландшафтные съемки точного расположения всей гряды базальтовых валунов оставили до весны.