На рейсе "Победы" матери не дали сесть рядом с ребенком-инвалидом

Столичная прокуратура начала проверку после жалобы одной из пассажирок авиакомпании "Победа". Ее и двоих детей, один из которых требует особого ухода, рассадили в разных частях самолета, а на просьбу подобрать места рядом предложили доплатить. Такая же ситуация повторилась и на обратном рейсе. Юристы говорят, что возможность летать рядом членам семьи не должна быть привилегией, а отказ посадить мать с детьми вместе называют как минимум неэтичным.

"Я на каждом этапе говорила, что ребенок не самостоятельный, ребенок инвалид. И никто не пошел навстречу", – говорит Наталья Воробьева.

В подтверждение – посадочные талоны. У самой Натальи 6-й ряд, у детей – 9-й и 25-й. Обычная практика рассадки порознь для авиакомпании "Победа". Но в этом полете ребенок был особенный. Его посадили с чужими людьми.

"Все были готовы со мной поменяться, но нам в достаточно жесткой форме запретили это делать на повышенных тонах. Вплоть до того, что стюард просто закрыл места", – рассказала Наталья.

Рейс "Москва – Санкт-Петербург" и обратно. Чтобы сидеть всем вместе, нужно было доплатить еще половину стоимости билетов. Час и пятнадцать минут в воздухе. Наталья посчитала, что это невыгодно и что можно будет все объяснить на стойке регистрации, как делала раньше.

"Мне казалось, что это должно быть по умолчанию", – говорит Наталья.

Ее сыну Роману – четырнадцать, а детей сажают рядом с родителями до 12 лет включительно. Сложный диагноз, аутизм и ДЦП, остался за скобками.

"Авиакомпания "Победа" всегда очень бережно и трепетно относится ко всем клиентам с ограниченными возможностями, невзирая на их возраст", – заверила пресс-секретарь компании Елена Селиванова, комментируя этот инцидент.

В авиакомпании ситуацию комментируют просто: нужно было предупреждать заранее. Вот статья, на которую ссылается "Победа": "Покупая билет, пассажир обязан сообщить о своих ограничениях жизнедеятельности". Но формально не сказано, что это обязаны делать родители. Пункт 11: "Ребенка-инвалида в полете обязательно сопровождает другой пассажир". Для Романа это как раз его мама, но формально он уже не ребенок.

"К сожалению, мы пока не экстрасенсы, и в этой истории, которая вас возмутила, у нас не было никакой, ни малейшей информации о том, что летит мальчик 14 лет с ограниченными возможностями", – продолжает Селиванова.

Правила разбиваются о реальность на сайте. Звонок в авиакомпанию платный, линия перегружена.

Попытка сообщить про особенного ребенка во время покупки такого же билета. Да, есть пункт "Специальное сопровождение". Три опции – проблемы со зрением, со слухом и кресло-каталка. Если выбрать вариант "кресло", могут сопроводить до места в салоне.

Ошибку можно найти у обеих сторон, считают юристы. Родители должны предупреждать, авиакомпании не должны делать сопровождение ребенка-инвалида платной привилегией. Это обязанность.

"Если пассажир не уведомил по каким-либо техническим причинам, то возникает у перевозчика право не оказывать эту услугу. Но с точки зрения морали, этики и просто поведения в сложившейся действительности, перевозчик мог пойти навстречу", – отмечает адвокат Анна Черникова.

В полете обратно, кстати, обе стороны все повторили: Наталья не предупредила, авиакомпания рассадила.

"Мы справились с этой ситуацией. Другой вопрос – как мы с ней справились. Может быть, не самым лучшим способом, – говорит Наталья Воробьева. – Я просто хочу не усложнять жизнь таких же родителей, как и я. Не облегчить, но не усложнять".

Ситуацию сейчас разбирают прокуратура и Минтранс. По мнению юристов, авиакомпанию обяжут привести свои правила в соответствие с законом, либо ей грозят суды. К процессу готовы присоединиться и другие семьи с особенными детьми.