Три разных Рождества отмечают христиане вместо культа Непобедимого Солнца

В ночь с 24 на 25 декабря на Землю приходит "первое" Рождество Христово, которое в эти даты отмечают Католическая Церковь, протестанты, а также живущие по григорианскому календарю Поместные Православные Церкви, которых сегодня большинство.

Это Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская, Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке. Из автономных – Финляндская Православная Церковь.

"Второе" Рождество (и тоже Христово) настанет 6 января в Армянской апостольской Церкви. Дело в том, что до середины IV века Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день – 6 января. Однако в результате изменения политического и религиозного климата в Риме торжества были разделены, а празднование дня рождения Сына Божия перенесли на 25 декабря. Однако ААЦ доказала, что не просто так носит название апостольская, она осталась верна раннехристианской традиции и отмечает оба праздника на шестой день января.

"Третье" и окончательное Рождество Христово наступит ночью с 6 на 7 января для монастырей Афона, членов Иерусалимской, Русской, Сербской, Грузинской и Польской Православных Церквей. И католиков восточного обряда.

Почему Рождество Христово празднуют с наступлением темноты понятно: на иконах и картинах, посвященных этому евангельскому сюжету, всегда присутствует звезда. Это дает основание предполагать, что Мальчик родился ночью. По месту ее появления и рождения Ребенка звезда называется Вифлеемской. Ее необычайно яркий свет привел к пещере, где родился Иисус, волхвов с дарами. В память о Вифлеемской звезде верхушку рождественской елки, которую наряжают дома, принято украшать звездой.

С датой рождения несколько сложнее. Мало того, что ученые все еще ищут доказательства, чтобы подтвердить год Его рождения, поэтому они аккуратно предлагают временные рамки с 12 года до н.э. по 4 год до н.э, Определить число и месяц появления Иисуса на свет еще затруднительнее. Тем не менее, такое событие христиане были обязаны отмечать: оно символизирует появление надежды на спасение. Да и просто потому, что праздников много не бывает. С легкостью поместив день Воскресения Христа в принятый у евреев солнечно-лунный календарь и тем самым сделав его переходящим праздником церковного календаря, с Рождеством последователи учения Иисуса поступили иначе.

Примерно в конце II века (или в начале III) праздник назначили на 6 января. Одновременно в этот день вспоминались и другие события, так или иначе связанные с земной жизнью Иисуса. Как было сказано выше Крещение Иисуса, поклонение волхвов, чудо превращения Христом воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

Шли годы...

В 274-м году Римом правит 60-летний император Аврелиан. К этому времени он уже освоил почетные титулы Реставратор империи и Востока и Отец Отечества, а также десяток победных титулов, заканчивающихся словом "Величайший". Например, Германский Величайший, Готский Величайший, Британский и Пальмирский не менее Величайший. И с удовольствием принял должность Великого понтифика.

Но и это не все. С присущей ему "скромностью" закаленный суровой военной жизнью Аврелиан первым из римских императоров надел диадему и принял нелегкое решение официально титуловаться Dominus et Deus. Что переводится с латыни как Господин и Бог.

В самом конце 274-го года Аврелиан устанавливает в Риме культ ближневосточного бога Непобедимое Солнце, объявляя его главным божеством империи – Sol Invictus. На деле это означает, что даже в легионах, где всегда царила политика индивидуальной свободы вероисповедания, было предписано поклонение только Непобедимому Солнцу

Аврелиан мог выбрать для праздника любую дату, ткнув пальцем наугад в первое попавшееся число. По какой-то причине ему нравится 25 декабря. Можно объяснить его решение желанием развеселить в самое темное, унылое и холодное временем года тоскующих сенаторов, воинов, земледельцев и даже рабов.

Но с такой же вероятностью можно предложить другую, более романтичную версию: 25 декабря каким-то образом связано с матерью Аврелиана, которая еще до рождения сына была жрицей Sol Invictus. На те годы (время правления императора Гелиогабала) как раз приходился расцвет культа. Возможно 25 декабря был днем ее рождения. Но скорее всего, ни она сама, ни сын его не знали. Кроме того день смерти в древности был важнее дня рождения. "Доброе имя лучше масла доброго и день смерти лучше дня рождения", – считал царь Соломон. И не только он...

С точки зрения истории (в том числе и истории христианства) пройдет совсем немного времени, и в 354 году в Хронографе (древнеримская рукопись, написанная для богатого горожанина-христианина Валентина) 25 декабря будет отмечено как день "рождения Христа в Вифлееме Иудейском". Не стоит исключать, что на момент записи Рождество в декабре праздновали не впервые, но подтверждений тому нет никаких, одни лишь гипотезы

Общепринятая версия переноса праздника звучит так: в IV веке христиане продолжали отмечать культ Непобедимого Солнца. Чтобы нивелировать популярность связанных с праздником обрядов и ритуалов, Церковь приняла решение христианизировать языческий праздник, в связи с чем объявила 25 декабря днем рождения Христа, названного в книге пророка Малахии "Солнцем Правды".

Здесь важно отметить интересный исторический факт. Живший во времена правления Аврелиана ритор Луций Цецилий Фирмиан Лактанций в своем известном труде "О смерти гонителей" написал, что император планировал устроить масштабное гонение на христиан. Аврелий даже подготовил его, но не успел претворить в жизнь. Из-за собственной гибели.

И тогда можно допустить, что переносом даты Рождества отметили торжество жизни над смертью.

Не стоит, правда, забывать, что с 17 до 23 декабря в Древнем Риме широко отмечали Сатурналии — праздники бога Сатурна, когда было принято вспоминать золотой век его царствования. С этими торжествами христиане тоже не торопились прощаться. Даже ради Рождества Христова.