Онлайн-доставка "дымится" от перегрузки

Предновогодний ажиотаж, карантинные меры и самоизоляция вызвали рекордный спрос в онлайн-торговле по всей стране. Доставка на дом – наиболее безопасный способ избежать массовых скоплений в магазинах. Однако многие интернет-ритейлеры оказались не готовы к пиковым нагрузкам: курьеры сбиваются с ног, поставщики срывают сроки, а покупатели рискуют остаться без покупок и подарков. Что делать, если товар застрял в пути? И кто сумел выиграть в условиях спроса на безопасность?

Этого курьера морозом не испугать. В Новокузнецке почти минус 40. Но он спешит на заказ. На велосипеде. Такая же история и в Красноярске. Там, правда, немного теплее.

Столичные коллеги работают, конечно, в более комфортных климатических условиях, но тоже сбиваются: кто с ног, кто с колес. Завал на работе. Рост спроса в онлайн-торговле по сравнению с прошлым годом – почти на 60%. И это не только предновогодний ажиотаж.

"Заказов много. Я думаю, это связано с тем, что люди бояться заразиться во время пандемии. Очень часто встречают меня клиенты и просят оставить посылку у двери. Приходиться стоять и следить, пока не заберут", – рассказал один из курьеров.

Спрос, как известно, рождает предложение. Но экономическая аксиома, признают крупнейшие интернет-ритейлеры, в условиях пандемии не работает. Онлайн-магазины срывают сроки. Марина Литвинова из Нягани уже почти 2 недели ждет новогодние украшения.

Продавцы жалуются на нехватку рабочих рук. Курьерами в основном трудятся мигранты, количество которых из-за закрытых границ снизилось почти вдвое. Впрочем, некоторые игроки онлайн-рынка не только сохранили, но и приумножили бизнес.

Это крупнейший коммерческий сортировочный центр не только России, но и Европы. 40 тысяч квадратных метров. Несмотря на высокий спрос, никакого аврала. Все работает как часы. Для этого курьерской службе пришлось вкладывать в развитие.

На задержку заказов в этом году жалуются во всем мире. В США курьерские службы и почта не доставили более миллиона посылок к Рождеству. В Европе средний срок доставки в декабре увеличился до двух недель. России, судя по всему, кто-то тоже может не дождаться новогодних подарков, заказанных на интернет-платформах.

"Продавец обязан передать товар в срок, указанный в договоре. Если срок нарушен, то потребитель имеет право взыскать с продавца неустойку в размере 0,5% за каждый день просрочки", – отметила Наталья Павлюченко, заместитель начальника отдела гармонизации законодательства в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора

Ритейлеры в сложившихся условиях советуют задумываться о покупках заранее. Рынок онлайн-торговли продолжит расти и в следующем году. И продавцы просят клиентов не пугаться, если однажды в дверь позвонит вот такой курьер, – беспилотные роботы уже колесят по дорогам двух российских регионов.