Кировская узкоколейка: туристов приглашают прокатиться в миниатюрном поезде

В Кировской области в поселении Каринторф до сих пор действует узкоколейная железная дорога. Ее строили в военные годы для перевозки торфа. А сейчас посмотреть на уникальный объект приезжают сотни иностранцев каждый год.

Первый поезд отходит из Кирово-Чепецка в поселок Каринторф рано утром. У платформы останавливается тепловоз и два вагончика. Здесь все миниатюрное – это узкоколейная железная дорога длиной в 14 километров. Внутри тепло, в вагоне топится дровами печка-буржуйка. Скорость состава небольшая.

Пока через реку Чепца нет автомобильного моста, четыре месяца в году узкоколейка является единственной связью города и поселка, построенного когда-то для заготовителей торфа.

В Каринторфе нет сетевых магазинов. Люди везут сюда все – от провизии до стройматериалов, везут даже питьевую воду. Днем на поезд спешат школьники и пенсионеры, взрослые едут в больницы и поликлиники.

Когда-то в стране были сотни узкоколеек, они пересекали лесные массивы, необжитые места, на них возили лес, оборудование. Строить их было легко, а вот обслуживать сложно. В 1990-х от них стали отказываться. Узкоколейка в Кирово-Чепецке была не нужна последнему владельцу, и тогда москвич Евгений Стерлин принял решение выкупить ее вместе с депо и тепловозами и переехать жить в Кировскую область.

В Каринторфе Евгений создал музей железной дороги. Узкоколейку он содержит вместе с муниципалитетом, это социальный проект. Денег не хватает, поэтому параллельно нужно заниматься туризмом. До пандемии сюда приезжали со всей страны и из Европы. Особенно любят железные дороги англичане.

"Мы знаем все узкоколейки в стране. Если где-то разбирают дорогу, нам надо опередить металлоломщиков", – говорит Евгений Стерлин.

В депо сейчас идет работа: чинят технику, реставрируют, собирают по частям. Как правило, из трех тепловозов получается один, остальные будут донорами. Задача владельцев музея, чтобы вся техника была на ходу. Здесь несколько снегоуборочных машин, вагоны всех видов, так называемая бешеная табуретка, маленькая дрезина. Будка стрелочника, сами стрелки – старинные, аутентичные, есть даже плакаты.

"Каждое лето у нас аврал; ремонтируем, чтобы продержаться до строительства автомобильного моста", – добавляет Евгений.

Недавно получили президентский грант, на него приводят в порядок тепловоз, который купили в Челябинске на детской железной дороге. Он тоже будет на ходу.