Тема:

Новый год и Рождество-2021 3 месяца назад

Шары и иконы в подарок храму

В мастерской "Прикосновение", где обычно создают шитые иконы, перед новым годом сменили профиль. Там сейчас делают елочные украшения, которые дарят храмам по всему миру.

В руках у мастерицы Елены почти готовый новогодний шар. Яркий красный бархат, золотая тесьма с сеточкой и расшитый крест. Орнамент уникален, украшения для каждой игрушки подбираются индивидуально.

"Игрушки мы расшиваем полудрагоценными камнями и жемчугом. Для создания этой использовали жемчуг, аметист, гранаты", — рассказывает мастерица.

В работе используются только натуральные материалы, один елочный шар делают сразу несколько человек, а весь процесс может занимать не один день. Уже сейчас эти игрушки подарены храмам – шары в мастерской "Прикосновение" делают специально к Новому году и Рождеству. А в остальное время здесь создают иконы. Но к работе со святыми образами мастерицы пришли не сразу, много лет рукодельницы вручную расшивали одежду.

"Было чудесное явление иконы во сне. Причем два дня подряд. После этого я взяла первое благословение на исполнение святого образа и начала вышивать иконы. Вышивать самой поначалу было очень страшно. Но со временем появилась уверенность. Ведь мы профессиональные вышивальщики, и технически занимались этим до начала вышивки икон более 15 лет. Но вышивка иконы и самой красивой одежды – тут вмешивается нечто сакральное", — говорит руководитель художественной мастерской "Прикосновение" Наталья Горковенко.

Сейчас в коллекции мастерской уже 150 работ, еще больше нашли свое место в церквях по всему миру. США, Германия, Греция, Чехия и, конечно, Россия. Тихвинская Божья Матерь украшает Храм Христа спасителя, "Скоропослушница" – храм на Воробьевых горах, несколько работ есть в храмах Подмосковья и Ярославля. Но работа мастерской – это не только искусно вышитые лики святых, к каждому образу с таким же трепетом подбирают киот. Многим из них не одна сотня лет, их реставрируют и приводят в порядок.

Реставратор мастерской Петр Седелкин показывает киот Спиридона Тримифунтского: "Он к нам попал без одной дверки, резьбы не было, пришлось дорезать. И вообще — икона была в очень плохом состоянии. Мы всегда стараемся что-что, что осталось в коне "родное", по максимуму оставить, чтобы как можно меньше своего новодельного добавлять. В этом и вся ценность".

Но дороги такие иконы не только с художественной и духовной точек зрения, но и буквально. Образы святых расшивают мелким японским бисером, изумрудами, цирконами, рубинами, сапфирами и натуральным жемчугом – сохранность таких материалов, как минимум 300—400 лет. Для каждого лика подбираются свои уникальные, но при этом соответствующие канону, фактуры и цвета. Работа над Жировицкой Божьей Матерью заняла два с половиной года – камни приходилось заказывать по нескольку раз. Икону закончили как раз к 550-летию обретения образа.

"Когда меня спрашивают, с каким настроением я работаю, то я отвечаю — только с прекрасным, только с радостным. У нас улыбки на лицах. Потому что мы "пришиваем" свои мысли и думаем только о хорошем, иначе мы просто не имеем права делать иконы", – поясняет Наталья Горковенко.

В активе мастерской 36 выставок. Последняя прошла в стенах Храма Христа Спасителя и собрала 30 образов Святых защитников Отечества. Просветить как можно больше людей, рассказать о святых и показать красоту иконы – так свою миссию описывают сами вышивальщицы. Сейчас их мастерская находится в небольшом административном здании, но уже в следующем году "Прикосновение" надеется переехать в свой дом. Который в будущем станет первым в России музеем вышитой иконы.